Любви к праздникам у русского человека не отнять: в каждый сезон найдётся повод для весёлых гуляний! Одним из самых интересных периодов считаются Святки, начинающиеся с Сочельника (6 января) и заканчивающиеся Крещением (19 января) по православному календарю. Эти две недели сочетают в себе как языческие, так и христианские традиции, и насыщены озорными, необычными обрядами и ритуалами.
Языческие святочные традиции…
Святки – старославянское слово, означающее «святые дни» или «праздники». Зимние торжества, во время которых задабривали духов и ритуально почитали предков, восточные славяне приурочивали к дням после солнцестояния. В этот период готовили специальные обрядовые блюда, выставляя их на ночь за порог для умерших родичей, тем самым признавая взаимосвязь поколений в роду. Не забывали и о природных стихиях – например, с духом холода или Морозом тоже отдельно договаривались о хорошем урожае.
Считалось, что в эти дни стиралась граница между мирами, и на землю приходили духи – причём одни были готовы выслушать просьбу и помочь, то от других старались отгородиться: чертили защитные круги и наряжались. Ряженые также устраивали целые представления: мазали лица сажей, надевали шкуры, ходили по домам, пугали девушек и пели озорные песни, чтобы «отогнать худо». Ну и, разумеется, грех не воспользоваться присутствием потусторонних сил на земле: в Святки активно гадали.
…и христианская адаптация
Как и в случае с Масленицей, обращение в христианство не отменило привычные народу зимние традиции – церковные запреты не возымели должного эффекта, и было принято соломоново решение адаптировать праздник, изменив суть обрядов. Теперь колядующие ходили по домам, воссоздавая приход волхвов к младенцу Христу.
Славильщики пели рождественские песни, желали благополучия хозяевам, а главным атрибутом их шествия была самодельная Вифлеемская звезда. В качестве благодарности мешки колядующих щедро наполняли снедью: крупой, выпечкой, сладостями, пирогами. Обойдя все дома в селении, славильщики усаживались в одной избе и устраивали пир горой с шутками и песнями.
Святки были молодёжным праздником, поскольку вскоре после Рождества крестьяне возвращались к работе, а вот юноши и девушки в полной мере наслаждались беззаботной юностью. В это время давали ещё и кукольные представления с околорождественской тематикой. В переносных ящиках разыгрывалась целая драма: как Иосиф и Мария смогли найти ночлег лишь в пещере, как волхвы отправились к новорождённому Иисусу с дарами, а царь Ирод в гневе приказал убить чудо-младенца. Помимо кукольников в представлениях участвовали музыканты, иногда даже хор, поэтому зрелище действительно было занятным. Главной целью молодёжных посиделок было общение, так знакомились и приглядывались друг к другу.
Святочный стол
Центральным моментом Святок была трапеза. По традиции готовилось нечётное количество блюд. Обязательно присутствовала кутья – каша из ячменной или пшеничной крупы. На столе были блины, овсяный кисель, сваренные в меду яблоки и печенье для детей. Ужин начинали с молитвы и поминовения: первую ложку кутьи и первый блин откладывали в отдельную миску – «для усопших», а на стол выкладывали лишние ложки по количеству усопших за год родственников.
Суженый-ряженый
Несмотря на горячие протесты со стороны церкви, мистическую составляющую Святок искоренить не удалось. Теперь в народе говорили, будто бог так обрадовался рождению наследника, что дал послабление нечисти, и черти с бесами повыскакивали из ада, чтобы смущать православный люд. Бытовала и другая версия, связанная с последующим праздником Крещения: дни до него считались небезопасными, поскольку Христос ещё не окунулся в Иордань, ведь нечистая сила использует этот период на всю катушку. Люди старательно оберегали себя от лукавого: тщательно подметали углы изб, окропляли освящённой водой, чертили мелом кресты. И в то же время самозабвенно предавались строго запрещённым церковью гаданиям.
«Татьяна любопытным взором На воск потопленный глядит: Он чудно вылитым узором Ей что-то чудное гласит». Как правило, в будущее старались заглянуть девушки – вопрос суженого не мог не волновать! Самые смелые уединялись в тёмной комнате с зеркалом и свечой – такой сеанс ясновидения требовал крепких нервов, поскольку в неверном свете образы приходили разные – и далеко не всегда «наряженные». Куда веселее гадать в компании! Девушки лили в воду воск, зарывали в зерно мелкие вещицы, пролезали под коромыслом, даже доверяли судьбу петуху – к какому предмету птица подойдёт, таким и будет супруг. Гадали и на улице: брошенный в полночь валенок укажет, в какой стороне живёт жених – а при должной меткости можно сразу угодить в суженого. Или, например, можно спросить имя у первого встречного мужчины – так будут звать будущего мужа. Кстати, холостые представители сильного пола сами почти не гадали – разве что на урожай.
Подтверждённых научных данных о том, сколько желаний и гаданий сбылось в Святки, не существует. Но это не умаляет народной любви к празднику – кто же откажется от лишней возможности повеселиться и отдать дань исконным традициям?
Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, лайк!
И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!
Музей русской печи в ЭТНОМИРе
Традиционную русскую печь видел каждый: на иллюстрациях к сказкам, в деревенском доме у бабушки, в музее. Но бывали ли вы внутри печи? Только в ЭТНОМИРе у вас есть такая возможность! Милости просим заглянуть в самую большую в мире Русскую Печь высотой с трёхэтажный дом и узнать всё о её истории и устройстве!
Поднявшись внутри по кованой винтовой лестнице на самый верх, вы окажетесь на одной из обзорных площадок ЭТНОМИРа. Отсюда открывается замечательный вид на парк и можно рассмотреть с высоты избы, расположенные вокруг печки.