Находящийся в северо-восточной части города Нара префектуры Нара храм Тодайдзи был построен по повелению Императора Сёму в середине VIII в. как главный храм Будды Вайротчана. Вскоре после смерти Императора вещи, которыми он дорожил, были переданы в хранилище храма Тодайдзи, названное «сёсо» («главное хранилище», «главная сокровищница»). Предметы, использовавшиеся при церемониях в храме Тодайдзи, также были перемещены в главную сокровищницу Сёсо.
В VIII в. все хранилища, где находились ценные вещи, относимые к административным органам, буддистским храмам и т. д., как в столице, так и отдаленных районах, назывались «сёсо». Часть мест, где были установлены хранилища «сёсо», имели более почетное наименование – Сёсоин. Однако за прошедшие годы многие сокровищницы «сёсо» были уничтожены вследствие пожаров либо из-за естественного старения самих зданий. В результате лишь единственно оставшаяся сокровищница Сёсо храма Тодайдзи продолжает именоваться Сёсоин, причем само название превратилось в имя собственное. Хранилище Сёсоин представляет собой единое здание с тремя помещениями.
Помещение, находящееся в его северной части, называется Северной Сокровищницей. В нем хранятся предметы, имеющие глубокую и тесную связь с приношениями в храм Императора Сёму. Открывать и закрывать эту сокровищницу можно было только с разрешения Императора. Центральное помещение здания получило название Центральной Сокровищницы. Примерно с XI в. также стало требоваться разрешение Императора, чтобы открыть или закрыть ее.
Хранилище в южной части стало называться Южной Сокровищницей: разрешение открывать и закрывать ее находилось в Храме Тодайдзи. Тем не менее, сохранение и поддержание в порядке всего здания в целом было поручено храму Тодайдзи.
Начиная с периода Мэйдзи все хранилища, то есть здание Сёсоин в целом, было передано под контроль Императорского Двора, а сокровища, находившиеся в них, стали собственностью Императорского Дома. В настоящее время это хранилище называется Главная Сокровищница Сёсоин (Сёсо Сёсоин) и находится в управлении Императорского Двора.
В настоящее время это хранилище называется Главная Сокровищница Сёсоин (Сёсо Сёсоин) и находится в управлении Императорского Двора. Поскольку построенное в середине VIII в. здание хранилища является самой большой сокровищницей в мире, возведенной из дерева, то оно внесено в реестр Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сами ценности, которые когда-то в ней находились, ныне перемещены в два современных здания-хранилища, построенных из железобетонных конструкций и расположенных поблизости от старого здания. Они получили наименования «Западная Сокровищница» и «Восточная Сокровищница».
Большая часть предметов, хранящихся в сокровищнице, была изготовлена в самой Японии. Также среди них есть вещи, которые, очевидно, были сделаны в Танском Китае и Корее. Кроме того, в их число включены предметы, которые попали сюда по Шелковому пути из Сасанидского Ирана, т.е. с территорий нынешних Ирана и Ирака, либо из государств и районов, расположенных на Шелковом пути.
Среди предметов, изготовленных в самой Японии, можно отметить такие, которые, благодаря торговым связям, подверглись влиянию других культур.
Термин «Шелковый путь» был введен немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном, и означал дороги, шедшие из Рима через Среднюю Азию в Сиань (столица Танского Китая). Поскольку культурные влияния по Шелковому пути шли далее на Восток, вплоть до Японии, то Сёсоин можно условно назвать конечной точкой Великого шелкового пути.
Чем обогатила Японию культура Великого шелкового пути
Среди сокровищ Сёсоин преобладают изделия местного производства, однако немало предметов, попавших сюда из-за моря. Все они доставлялись в Японию по Великому шелковому пути. Именно поэтому мы можем говорить, что Сёсоин был конечным восточным пунктом Шелкового пути. Произведенные в Западной Азии предметы доставлялись вначале в столицу Империи Тан – Чанъань (нынешний Сиань в Китае). Затем при посредничестве японских посольств, прибывавших в Тан из Чанъаня, они привозились в Хэйдзё-кё. Это были предметы прикладного искусства, вещи, используемые в повседневной жизни, в играх и развлечениях.
Бывало и так, что передавался не сам предмет, а какой-то его мотив или орнамент, который потом адаптировался в японском искусстве. Культура как таковая – редко развивается в состоянии изоляции. В большинстве случаев новые явления возникают в результате различных связей и влияний. Те культурные явления, которые по Шелковому пути пришли в Сёсоин, не закончили на этом свой путь. Императорская Сокровищница для них стала новым отправным пунктом.
В результате, в японской культуре возникали новые тенденции, но это уже тема для другого повествования. Образно говоря, культурные потоки, пройдя по маршруту Великого шелкового пути, прибывали на конечную станцию, в Сёсоин. Отсюда они отправлялись в дальнейший путь, уже по территории самой Японии. Сёсоин не только адаптировал привнесенные инокультурные традиции, поступившие по Великому шелковому пути, но и перерабатывал их, рождая новые культурные явления.