Люди часто вкладывают деньги в коммерческую недвижимость. Средний срок окупаемости таких объектов составляет 8-10 лет – в этом смысле они выгоднее, чем квартиры и жилые дома.
Но только при одном условии – если недвижимость постоянно сдается в аренду. Лишь в этом случае коммерческие объекты способны приносить тот самый регулярный пассивный доход, о котором мечтают миллионы начинающих инвесторов.
Справка Арендатор.ру:
Если помещение периодически простаивает, оно может потерять ликвидность. В первую очередь, это связано с необходимостью платить налог на коммерческую недвижимость. Его размер может достигать 2% от кадастровой стоимости объекта ежегодно.
Кроме того, есть эксплуатационные расходы, которые также приходится нести владельцу помещения.
Именно поэтому вовремя найти арендаторов для коммерческой недвижимости и регулярно сдавать ее очень важно. Cегодня мы расскажем, как это сделать.
Вариант №1. Самостоятельный поиск
Как самостоятельно сдать в аренду помещение? Первое, что приходит в голову – разместить объявления на популярных интернет-ресурсах. И это – правильно, но не так просто, как может показаться. На сайтах в интернете годами висят тысячи «мертвых» объявлений, которые не приносят своим авторам ничего, кроме разочарования.
Чтобы ваше предложение не оказалось в их числе, придется проделать серьезную работу:
1. Определить ликвидность объекта. На нее влияют такие факторы, как месторасположение, состояние помещения, транспортная доступность, соседи и многое другое.
Справка Арендатор.ру:
Прежде, чем размещать объявление и приглашать на просмотр потенциальных арендаторов, приведите помещение в порядок. Не обязательно делать свежий ремонт, но чистота и отсутствие видимых неисправностей весьма повысят ваши шансы на успех.
2. Оценить объект. Это можно сделать самостоятельно, проанализировав другие предложения на рынке, или с помощью независимого эксперта.
3. Установить цену. Подойти к этому вопросу нужно максимально реалистично. Грести деньги лопатой хочет каждый, но задирать стоимость объекта - не лучший способ этого добиться. Если хотите сдать объект быстро – ставьте цену на 5-10% ниже среднерыночной.
4. Привести в порядок правоустанавливающие документы.
Арендатор может затребовать у вас: выписку из ЕГРН, выписку из ЕГРП (на предмет ареста, залога объекта и т.д.) и кадастровый паспорт помещения, а также:
- если вы (арендодатель) – физическое лицо: паспорт, ИНН и нотариальное согласие супруга на аренду (если объект приобретался в период брака);
- если вы – юридическое лицо: устав организации, учредительный договор, свидетельство о регистрации юридического лица, выписка ЕГРЮЛ, а также документы, подтверждающие полномочия директора (выписка из протокола, трудовой контракт) и доверенность на аренду от совладельцев компании (если они имеются).
5. Сделать качественные фотографии объекта – как внутри, так и снаружи. Не забывайте, что большинство людей – визуалы, поэтому зафиксируйте на фото как можно больше: панораму улицы, фасад здания, главный вход, основное помещение, подсобные помещения и т.д.
6. Составить текст объявления о продаже. Он должен быть информативным, но не слишком длинным, и – грамотным!
Справка Арендатор.ру:
В объявлении не стоит упоминать о недостатках объекта, но и придумывать достоинства, которых нет, тоже не стоит.
7. Разместить объявление о продаже на всех крупных ресурсах – Арендатор.ру, ЦИАН, Авито, Яндекс.Недвижимость. Можно использовать тематические группы в соцсетях – это работает не всегда, но попробовать стоит.
8. Терпеливо ждать своего арендатора.
Справка Арендатор.ру:
Если ваше помещение подходит для размещения объектов сетевого ритейла, можно обратиться с коммерческим предложением в крупные компании – возможно, они ищут коммерческую недвижимость как раз в вашем районе. Но больших надежд на этот способ возлагать не стоит – не зная, к кому именно обратиться, вы рискуете отправить свое письмо фактически «в никуда».
Вариант №2. Поиск через посредников
Поиск арендаторов через профессиональных риелторов, как правило, происходит намного быстрее – потенциальные арендаторы сами к ним обращаются. И это главный плюс такого варианта. Главный минус – необходимость платить за услуги посредников.
Справка Арендатор.ру:
Прежде, чем принять решение, тщательно проанализируйте свою финансовую ситуацию, стоимость работы риелтора, возможные убытки от простоя помещения и т.д. Возможно, вам будет даже выгоднее обратиться к посреднику.
Что могут предложить вам профессионалы:
- Оценка объекта.
- Размещение объявлений на популярных интернет-площадках, поиск потенциальных арендаторов по собственным базам данных.
- Ответы на звонки.
- Проведение показов и переговоров.
- Проверка потенциального арендатора на наличие судимостей, долгов, банкротства и т.д.
- Заключение договора аренды с учетом ваших интересов.
Два последних пункта – самые важные. Нарваться на недобросовестного арендатора очень легко и очень обидно. А заключить с ним некорректно составленный договор – просто опасно.
Снизить риски до минимума вам помогут крупные профессиональные ресурсы – например, Арендатор.ру. У нас – самая полная база данных по коммерческим объектам, которой ежедневно пользуются тысячи потенциальных арендаторов по всей России. Заходите!
Обещанное видео:
________________________
Понравилось? Ставьте лайк, чтобы мы это поняли!
И обязательно подписывайтесь на Арендатор.ру - мы знаем еще много об офисах, коммерческой недвижимости, ритейле и инфраструктуре Москвы и регионов!