История викингов, скандинавских мореходов и бесстрашных воинов, овеяна мифами и легендами. Археологов и исследователей уже много лет интересуют тайны этих знаменитых норманнов. Загадок не становится меньше. Но одну из легенд удалось опровергнуть и разобраться в том, откуда пошел миф, связанный с тем, что викинги носили рогатые шлемы.
Черти рогатые
Первый миф возник, скорее всего, благодаря стараниям католических монахов и священников. А уже верующие прихожане приукрашивали его и передавали из уст в уста остальным людям.
Народы, проживавшие на берегах Скандинавии, были язычниками и воспринимались христианами, как варвары.
А сами викинги были не особо довольны тем, что их считали варварами и пытались навязать новую веру. Они нападали, разоряли и грабили церкви и монастыри. Для викингов эти сооружения не были культовыми и священными.
Зачастую священнослужители буквально демонизировали викингов, что подтверждается древними рукописями, называли их «дьявольскими отродьями» и «чертями рогатыми».
Путаница археологов
Миф второй был порождён самими археологами. В действительности археологические находки шлемов с рогами на скандинавской территории, на которой жили викинги в VIII-XI веке нашей эры, не были найдены.
Возможным артефактом, указывающим на возможное существование рогатых шлемов, стали оставшиеся после кораблекрушения фрагменты Осебергского корабля. Они были обнаружены в 1904 году у берегов Вестфолла.
На носовой части и корме ладьи, её внутренней отделке были обнаружены резные изображения человека в шлеме с рогами.
Однако следует принять во внимание, что найденный корабль являлся погребальной ладьёй. Он имел ритуальное значение.
Возможно, и изображения могли иметь религиозный характер. Но шлемы, украшенные рогами, скорее всего, носили не сами воины-викинги, а жрецы.
Единственные подтверждённые упоминания о подобных головных уборах были найдены на территории Дании в виде котла из Гундеструпа и шлемов с «условными рогами».
Но эти находки датированы XI-V веком до нашей эры, то есть эпохой, когда викингов ещё не существовало, как таковых.
Археологи ошибочно отнесли находку к эпохе викингов. После детального исследования, было установлено, что шлем относится к эпохи бронзы. А его хозяин не имеет никакого отношения к норманнам.
Художественный вымысел
Третий миф был навеян деятелями искусства, в частности художниками, творившими в XIX веке. Именно тогда возник повышенный интерес к истории древних представителей германцев и скандинавов.
Шведский художник в 1820-е годы Юхан (Август) Мальстрём, выполняя иллюстрации к поэме «Сага о Фритьофе», изобразил шлемы с рогами. Это не показалось бы, недостоверным, если бы позднее художник, в своих же полотнах, не пририсовывал к шлемам, помимо рогов, крылья или боковые выступы непонятного происхождения.
Во второй половине XIX века немецкий художник Карл Эмиль Доплер принимал участие в создании иллюстраций к опере Вагнера «Кольцо Нибелунга». На них были изображены и крылья, и рога на шлемах точно так же, как и у Мальстрёма.
Достоверное же изображение шлемов можно увидеть на признанном исследователями во всём мире памятнике культуры – ковре из Байё.
Он является гобеленом длинной в 70 метров с изображением отдельных сцен похода Вильгельма Завоевателя в Англию, а также сцены победы у Гастингса в 1066 году.
Современные творческие люди, мультипликаторы и кинематографисты, для усиления эффекта зачастую изображают викингов в рогатых шлемах, что способствует поддержанию мифа.
В действительности викинги использовали вендельские, шпангенльхельмы и затем обыкновенные конические шлемы с носовой пластиной, которые одевались поверх кольчужного капюшона.
Шлем был предметом роскоши, поэтому носить его могли богатые викинги или же знатные особы.
Спасибо за прочтение статьи! Если хотите узнать больше о средневековой Скандинавии и викингах, подписывайтесь на мой канал!