Найти тему
zabobon.ua

Уникальный фотоархив бывшей связной УПА

Долгое время ее архив считался утерянным, но шесть лет назад его нашли. В конце прошлого года в киевском центре «Мистецький Арсенал» открылась выставка, посвященная «Гомеру Гуцульщины» художнице Параске Плитке-Горыцвит.

Она прошла сталинские лагеря, после чего почти всю жизнь прожила в гуцульском селе Криворивня, где снимала на обычный советский фотоаппарат жизнь односельчан — дни рождения, праздники, религиозные обряды и похороны.

Об украинской народной писательнице, художнице и фотографе Параске Плитке-Горыцвит заговорили относительно недавно. Ее биографическая история и история ее фото- и художественного архива - готовый сюжет для романа или киносценария. Ее называют «Гомером Гуцульщины»: под псевдонимом Горыцвит (так на украинском языке называется растение адонис) она писала сказки, стихи, создавала рукотворные книги, скульптуры, делала этнографические зарисовки, занималась живописью, графикой, писала иконы.

-2

Но больший интерес сегодня прикован к ее фотографиям. Частично они были представлены на выставке «Преодоление гравитации», которая с 17 октября работала в комплексе «Мистецький Арсенал» и закрывается уже 19 января.

УЗНАЙТЕ ПЕРВЫМИ НА КАНАЛЕ ЗАБОБОН:
КАК ДАНИЛО МИГАЛЬ НАРУШИЛ ХОД ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

После того как автор умерла в 1998 году, ее фотоархив считался утраченным, однако несколько лет назад часть материалов была найдена.

-3

Художница родилась в 1927 году в семье кузнеца Штефана Плитки и его жены Анны, которая была вышивальщицей. Известно, что Параска окончила всего четыре класса школы, но смогла получить домашнее образование. Она хорошо пела, играла на различных музыкальных инструментах (которые сама впоследствии и делала), владела техническими знаниями, говорила на иностранных языках. Когда началась Вторая мировая война, она работала переводчиком в сельской канцелярии. В 1943-м совсем еще юная девушка была угнана в Германию, где занималась домашним хозяйством в немецкой семье. Потом вернулась в родное село и присоединилась к Украинской повстанческой армии. Она работала связной под псевдонимом «Ласточка».

Когда советские войска заняли территорию Западной Украины, многие повстанцы были арестованы — так произошло и с Плиткой-Горыцвит. Зимой 1945 года ее этапировали в Сибирь, а оттуда — в спецлагерь в Казахстане.

-4

Несмотря на то что сейчас о Параске Плитке-Горицвит стали говорить больше, вокруг ее биографии все еще много мифов. Куратор выставки и исследовательница Катерина Радченко рассказывает, что они часто противоречат самому архиву художницы: «Один из мифов — что она вела отшельнический образ жизни. Но на фотографиях видно, что она начала снимать практически сразу же после возвращения из лагерей. Чаще всего фотографировала свою семью и односельчан. Участвовала в коллективных работах — в лесу или во время сбора урожая. К Параске приезжало много студентов, деятелей культуры и этнографов. Она переписывалась с шестидесятниками — писателями, художниками, архитекторами из разных городов Украины. Исходя из всей этой информации, нельзя говорить об аскетичности, но стоит говорить об избирательной коммуникации: она самостоятельно отбирала круг своего общения. Параска жила в нескольких метрах от родительского дома и всегда поддерживала очень теплые отношения с родителями и сестрой, о чем свидетельствуют дневниковые и лирические записи, фотографии».

-5

Миф об одиночестве мог возникнуть, потому что у нее не было ни мужа, ни детей. Иногда это объясняют историей о вечной любви: якобы в лагерях девушка познакомилась с грузинским художником, в которого влюбилась, но из-за неодобрения родителей утратила с ним связь. Освободившись по амнистии в 27 лет, Параска поселилась отдельно и больше никогда не влюблялась. Но эта версия — тоже миф. «Нет ни единого доказательства того, что это случилось, — поясняет Радченко. — Не осталось ни одного письма, ни одной фотографии, ни одного стихотворения».

-6

Возможно, многие односельчане не хотели общаться с бывшей политической заключенной — ведь это могло усложнить их жизнь и привлечь к ним внимание спецслужб. Радченко уточняет, что такое отношение было и к другим политическим заключенным: например, похожим образом сложилась судьба близкой подруги и односельчанки Параски — Теодосеи Плитки-Сорохан, которая жила неподалеку и также была всю жизнь одинокой.

УЗНАЙТЕ ПЕРВЫМИ НА КАНАЛЕ ЗАБОБОН:
10 ДОСТИЖЕНИЙ УКРАИНЫ В 2019 ГОДУ , О КОТОРЫХ НЕ РАССКАЖЕТ ПРОПАГАНДА

В своем роде Параска Плитка-Горыцвит — украинская Вивиен Майер, фотограф-самоучка, обладавшая способностью как быть в среде, так и отстраниться от нее.

-7

Архив Параски Плитки-Горыцвит — это улыбающиеся портреты ее односельчан, от младенцев до стариков. Фотографии она раздавала людям, которых снимала. Плитка-Горыцвит фотографировала дни рождения, похороны, религиозные праздники, семейные торжества... В кадр попадало буквально все, что ее окружало. Она будто искала что-то своим взглядом, создавая бесчисленные снимки с одним и тем же сюжетом, один за другим.

-8

Неизвестно, как Параска начала снимать и почему. «Возможно, это было влияние людей из лагеря, — предполагает Катерина Радченко. — Ведь там ее окружала интеллигенция, какие-то разговоры с этими людьми могли подтолкнуть художницу к фотографии. Возможно, это было влияние самого региона: Верховинский район до войны принадлежал Австро-Венгрии и пользовался популярностью среди фотографов — в Карпатах было больше фотостудий, чем в любом другом регионе Украины. В Карпаты приезжали фотографы из Австрии и Польши, они снимали ландшафты, фольклор, делали открытки и развивали направление фотоэтнографии».

Вернувшись на родину, Параска Плитка-Горыцвит устроилась на работу в лесничество. На первую зарплату она купила фотокамеру «Смена», на вторую — фотоувеличитель. Долгое время она не могла проявлять пленку и печатать снимки у себя дома, так как электроэнергию в ее жилище провели лишь в 1970-е годы. Поэтому свои первые фотографии она печатала в лесничестве.

-9

«Тогда было очень легко научиться все делать самой, — отмечает Радченко. — Было много советской литературы, которая объясняла фотографические процессы. В библиотеке Параски Плитки-Горыцвит мы нашли несколько учебников, объясняющих технологические фотопроцессы. Многое она узнавала из переписки. Например, в письмах ей рассказывали о том, как проявлять ту или иную фотопленку. Кроме того, ей также присылали пленку и бумагу, вырезки из журналов о фотографии. Пути ее вдохновения и получения информации — это переписка с друзьями, ее окружение, что впоследствии повлияло на ее творчество и воплощалось в синтезе гуцульских традиций и новых направлений».

-10

У Параски не было огорода, она не вела хозяйство, все ее время занимало творчество — письмо, книги, картины, рисунки и фотография. В 1970-х годах она водила экспедиции по Карпатам. Плитка-Горыцвит интересовалась политикой, ей нравилась философия, она увлекалась культурой и традициями Индии. В ее архиве нашли огромный альбом, посвященный космосу.

Параска жила в селе, но это не мешало ей быть в курсе новых технологий и тенденций. «По ее фотографиям мы видим взвешенный подход и понимание того, как человек должен себя вести в кадре. На снимках 1960-х мы видим, что она использовала фигурную вырезку — это было популярно в 1950—1960-х годах. Иногда она разукрашивала фотографии — это тоже было популярно именно в современный ей период. Она создавала маски для фотоувеличителя, чтобы подчеркнуть центральный объект в кадре; делала коллажи-виньетки; тушью подписывала негативы, создавая второй слой, — все эти эксперименты отражали тенденции, существовавшие в 1950—1970-х в СССР», — говорит Екатерина Радченко.

-11

Когда группа исследователей нашла фотографии Параски Плитки-Горыцвит, они были очень грязными, часть материала оказалась повреждена. Из-за этого невозможно подсчитать, сколько пленок отсняла художница, сколько она отобрала. Некоторые порезаны по одному кадру, в других кадры накладываются один на другой, а некоторые практически уничтожены. Иногда Плитка-Горицвит отсылала пленки друзьям в Киев и просила, чтобы они проявили и напечатали их в городе.

Сегодня ее фотоархив включает больше четырех тысяч работ. «Я считаю, что снимки Параски — это прекрасный и мощный материал для исследования, — отмечает Радченко. — Если мы говорим о женщинах-фотографах в Украине, то сталкиваемся с тремя проблемами. Первая: женщины-фотографы были, но не осталось их архивов, доступных для изучения. Можно найти максимум несколько снимков в частных коллекциях. Вторая: творчество женщин, которые фотографировали в Западной Украине, в частности во Львове и Ивано-Франковске, сейчас принадлежит к художественному наследию Польши. Третья: снимки женщин-фотографов, которые родились и работали в Украине, но в какой-то момент эмигрировали, сегодня стали частью наследия Австрии, Австралии, Великобритании, Франции. К сожалению, рассказывая о всем ХХ веке, мы можем пересчитать снимавших женщин по пальцам одной руки. Имя Параски будет среди них, поэтому то, что архив нашелся, невероятно круто».

-12

Сегодня архив художницы принадлежит общине села Криворивня — ведь именно его историю в людях и обрядах она снимала. На этих бесчисленных кадрах действительно изображены целые поколения, одно за другим. Фактически — история всего села второй половины прошлого века.

«Когда мы говорим об истории, мы должны понимать, что есть официальный нарратив, а есть настоящая история, которая в архивы не входит, — поясняет Радченко. — Архив Параски — свидетельство „неофициальной“ истории, более правдивой. Этот архив показывает авторский взгляд на регион 1950—1990-х годов. На фотографиях мы видим, как менялись вкусы, мода, политика, влияние или отсутствие влияния. Но помимо этого исторического/документального значения фотографии Параски Плитки-Горицвит все-таки имеют и эстетическую ценность. Это видно в ее подходе к работе с пространством и людьми».

Сейчас дом Плитки-Горицвит является неофициальным музеем ее творчества. Криворивня раньше была известна тем, что сюда часто приезжала украинская интеллигенция, здесь снимал свой фильм «Тени забытых предков» Сергей Параджанов. Теперь это еще и место с уникальным музеем интересной художницы.

Текст Катерины Яковленко "Bird in Flight"

Подписывайтесь на канал ЗАБОБОН,
читайте первыми лучшие публикации:
НА СТРИТ-АРТ ЭТОГО ХУДОЖНИКА НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ПРАВИЛА И ЗАПРЕТЫ
СВОИ МАСКИ ОН ДЕЛАЕТ В ГАРАЖЕ, А ПОКУПАЮТ ИХ РОК-ЗВЁЗДЫ И ЛУЧШИЕ ПАРИЖСКИЕ ДИЗАЙНЕРЫ