Найти тему
Флориан Блэк

Дебютные альбомы-деликатесы. Дегустация третья

Хэлло всем. С трудом преодолевая лень, деменцию и старческий маразм, возвращаюсь к высокому искусству рок-джаз-арт-хард-блюз и прочая музыки, которая умудрилась когда-то завладеть умами, сердцами, а также кошельками не одного поколения. Дебютировав как Золушка на большом балу, рок-музыка очень быстро стала королевой в золотом наряде, породив множество жанров и исполнителей. И сегодня мы продолжим вкушать от этого изобилия, смакуя дебютные альбомы, ставшие явлением для своего времени. А откроет нашу трапезу изысканное экзотическое блюдо под названием Mahavishnu Orchestra с пластинкой The Inner Mounting Flame (1971).

-2

Музыканты этого суперсостава были отнюдь не новичками: гитарист Джон "Махавишну" Маклафлин (John "Mahavishnu" McLaughlin) уже выпустил три сольных альбома и поработал с Майлсом Дэвисом (Miles Davis), как и барабанщик Билли Кобэм (Billy Cobham). Когда эти двое ушли от Дэвиса, чтобы собрать новый коллектив, к ним присоединились скрипач Джерри Гудмэн (Jerry Goodman) из группы Flock, ирландский бас-гитарист Рик Лэйрд (Rick Laird), поигравший на записях Сонни Роллинса (Sonny Rollins), и выходец из Чехословакии клавишник Ян Хаммер (Jan Hammer), успевший окончить музыкальный колледж Беркли и съездить в турне с Сарой Воэн (Sarah Vaughan) . Как мы видим, в команде собрались одни джазмены, но исполнять они стали огненный сплав, где рок и джаз были объединены симфоническим мышлением - недаром квинтет был назван именно оркестром!

Благодаря скрипичным пассажам Гудмэна музыка приобретает пряный мистический аромат с восточными нотками. Ян Хаммер использовал при записи минимуг, который тогда только появился в музыкальном арсенале, и сумел ярко проявить себя на скоростных сольных партиях, подобных проливному дождю. Басист Лэйрд привносит фанковые ритмы, отчего конечности начинают непроизвольно подергиваться. Но главные звезды здесь - Джон Маклафлин и Билли Кобэм, показывающие какое-то нечеловеческое мастерство. Гитарист владеет разными техниками и одинаково виртуозен как на электрическом инструменте, так и в акустике, а барабанщик играет интенсивно, но в то же время непринужденно, щегольски и изобретательно. На альбоме есть созерцательные пьесы - Dawn, A Lotus On Irish Streams, You Know, You Know - но большинство композиций исполнено с бешеным напором и энергетикой. Критики называли стиль группы "беспрецедентным", и тут с ними трудно не согласиться, особенно зная, что впереди такой шедевр, как Birds Of Fire, вышедший в 1973 г.

Следующий альбом, о котором я сегодня хочу поговорить, вышел в Великобритании весной 1969 года и был выдержан в жанре блюз-рок. Ничего необычного в этом не было, так как в то время существовало множество блюз-роковых групп, но этим свободолюбивым парням (они так и назвались - Free) удалось создать нечто особенное. Юные хлопцы, практически мальчишки, записали зрелый, полный истинно блюзового чувства диск, составленный почти полностью из собственных песен. Мизерный бюджет позволил не сильно париться над продюсированием, благодаря чему сохранился сырой непричесанный саунд, и хотя чартового успеха пластинка не имела, это был сумасшедший дебют, не потерявший своего шершавого очарования и сейчас, 50 с лишним лет спустя.

Основным автором на альбоме выступил вокалист Пол Роджерс (Paul Rodgers), у которого было в запасе несколько готовых песен. Впрочем, на первой же репетиции образовался творческий союз Роджерса с бас-гитаристом Энди Фрэйзером (Andy Fraser), и эта парочка сочинила I'm A Mover. Свой вклад внесли также гитарист Пол Коссофф (Paul Kossoff) по прозвищу Косс и барабанщик Саймон Кирк (Simon Kirke), при участии которых были написаны Walk In My Shadow и Moonshine. Обкатав программу на концертах, парни в октябре 1968 г. вошли в студию, дабы положить песни на пленку при помощи продюсера Гая Стивенса(Guy Stevens). Как уже говорилось, деньги на запись выделили смешные, а студийное время было дорого, поэтому лишних дублей и наложений не делали, постаравшись уложиться в максимально сжатый срок. Альбом планировали выпустить уже в ноябре, но тут возникла заминка: группа обязательно хотела включить в альбом песню The Hunter из репертуара Booker T. & The M. G's, но не смогла исполнить ее как надо и отложила запись трека до декабря. Оно того стоило: в итоге мощно сыгранная и спетая композиция стала гвоздем альбома. Пластинка открыла миру выдающийся талант певца Пола Роджерса, великолепное гитарное мастерство Косса, а также замечательную ритм-секцию в лице Фрэйзера - Кирка, где Энди отжигал по полной, а Саймон был при нем этаким Ринго - не выпячивался, на авансцену не лез, но играл чертовски точно и убедительно. Фортепианные партии исполнил студийный музыкант Стив Миллер (Steve Miller). Такие песни, как Worry и I'm A Mover надолго остались в концертном сете группы, а медленные блюзы Goin' Down Slow и особенно Moonshine заставляют мурашечки бежать по коже. По моему скромному мнению, дебют Free ни в чем не уступает первому Led Zeppelin.

Хард-блюз в те времена был жанром весьма востребованным, поэтому мы сейчас перенесемся в Америку, чтобы отведать кактусовой настойки (осторожно - повышенная крепость!) Да, назвать группу Cactus могли только в Штатах, как и поместить на обложку дебютного диска фото этого растения, вызывающее весьма фривольные ассоциации.

Колючей была и музыка этой банды, которую собрали выходцы из загибающейся Vanilla Fudge - басист Тим Богерт (Tim Bogert) и барабанщик итальянского происхождения Кармайн Эппис (Carmine Appice). Гитарист Джим Маккарти (Jim McCarty) до того играл в группах Mitch Rider's Detroit Wheels и Buddy Miles Express, а певец Рассел Дэвидсон, известный как Расти Дэй (Rusty Day), голосил в Amboy Dukes. Их первый блин, испеченный в 1970 году, получился отнюдь не комом - пластинка, названная по имени группы, буквально сбивала с ног выплеском яростной энергии.

Маниакальная версия известной песни Parchman Farm Моуза Эллисона, открывающая диск, исполняется так, будто музыканты опаздывают на последнюю электричку: в сумасшедшем темпе, с захлебывающейся губной гармоникой, молниеносной гитарой и звенящим от напряжения голосом певца. В таком же духе группа поиздевалась над стандартом Вилли Диксона (Willie Dixon) You Can't Judge a Book by the Cover и выдала ударную концовку дуплетом Oleo/Feel So Good, а чтобы перевести дух, на пластинке имеются более спокойные My Lady From South Of Detroit и No Need To Worry. В целом альбом стал явлением в хард-роковом мире и, пожалуй, лучшей работой в дискографии Кактусов, которые, к сожалению, быстро засохли. Тем не менее, стоит отметить их мощное прочтение, и особенно виртуозную скоростную игру Джима Маккарти, который местами играл прямо-таки шредовые партии. Первоначально планировалось участие в группе знаменитого Джеффа Бека, но когда тот получил травму и выбыл из строя, замену ему нашли более чем достойную.

Те времена дали музыке много выдающихся гитаристов. Но вишенкой на торте сегодня будет группа, в составе которой номинального гитариста не было вообще. Речь идет, конечно, об английском арт-роковом трио Emerson, Lake & Palmer и их одноименном дебюте, изданном в 1970 году. Здесь, как и у Махавишну, собрались музыканты опытные, состоявшиеся мастера, точно знающие, чего они хотят. Концепция группы, где главенствуют клавишные, с упором на европейскую классическую музыку, была уже опробована в предыдущем коллективе Эмерсона, The Nice, но ELP реализовали ее на другом, гораздо более высоком уровне, используя новейшие технические разработки и достижения смежных жанров, а именно джаз-и хард-рока. Уверенность в себе и правильности выбранного пути чувствуются с первых тактов их дебюта.

Первой в трек-листе идет обработка пьесы Белы Бартока Allegro Barbaro, однако на ранних прессах указано авторство членов группы. Согласно биографу группы Эдварду Макену, вдова Бартока связалась с музыкантами вскоре после выхода альбома и попросила исправить эти данные, что и было сделано. Разумеется, клавишные доминируют, но уже на второй композиции из тени выходит бас-гитарист и певец Лэйк, исполняя философскую притчу под акустический аккомпанемент, с джазовой вставкой в середине. Knife-Edge базируется на композиции Sinfonietta Леона Яначека, в то время как трехчастная The Three Fates является сочинением самого Эмерсона. Tank, где солируют ударные, принадлежит Палмеру, и завершает альбом еще одна баллада Лэйка Lucky Man, вновь в сопровождении акустической гитары, но с завываниями синтезатора в финале. Думается, нет надобности подробно расписывать достоинства пластинки, давно и хорошо известной любителям жанра, ведь ELP всегда пользовались широкой популярностью. Правда, критики им досталось тоже немало, хотя придирки в данном случае выглядят надуманными, а то и просто нелепыми. Как бы то ни было, группа с достоинством прошла свой путь, и хотя в живых на данный момент остался только Карл Палмер, интерес к их музыке не угасает.

Итак, сегодняшний обзор окончен. Надеюсь, он пришелся вам по душе. Спасибо всем дочитавшим, и до новых встреч.

Предыдущие обзоры можно посмотреть здесь:

Выпекая первый блин. Дебютные альбомы-деликатесы.

и здесь:

Дебютные альбомы-деликатесы. Дегустация № 2