Кто девушку ужинает, тот ее и танцует. В политике этот принцип работает с непреложностью закона всемирного тяготения. Сегодня российским и турецким дипломатам приходится вести трудные переговоры, согласовывать позиции перед конференцией по Ливии, которая пройдёт 19 января в Берлине. Без такой подготовки ждать положительных итогов сложно. Опыт взаимодействия сторон в Сирии показывает—успех возможен.
Но можно ли переносить сирийский кейс на Ливию? Ведь ситуация здесь несколько иная, игроков больше, интересы их запутаннее.
Если «контрольный пакет» ПНС оказался в руках Турции, то про ЛНА так однозначно, пожалуй, утверждать нельзя.
Напомним, попытку подписания соглашения в Москве сорвал Хафтар. Дав основания сомневаться в степени влияния на него России.
Кроме Российской Федерации в фельдмаршала и возглавляемую им силу вложились, и вложились не слабо, Египет и Объединённые Арабские Эмираты. Это их авиация и артиллерия «утюжат» позиции сил ПНС в Триполи.
Третья сила за кулисами
Названные игроки так сказать, первого плана, которых видно. А кто там дергает ниточки ещё?
Те, кто в своё время вытащил Хафтара из плена, обогрел-приютил в штате Вирджиния. Дал гражданство, держал в запасе до поры до времени. И теперь, похоже, время платить по счетам за гостеприимство пришло.
Так что считать, что Халифа Хафтар самостоятельная и самодостаточная политическая фигура, было бы сильным заблуждением. На его решения и шаги влияют многие силы. Вопрос: к какой из них он прислушивается больше?
Позиция в эндшпиле
Чем был вызван московский демарш Хафтара? Неужели желанием лишить Путина очередных лавров миротворца?
После того, как фельдмаршал Хафтар улизнул из-за стола переговоров в Москве не подписав соглашения о прекращении огня, он не терял время зря.
С 13 января Хафтар делает попытки укрепить свои переговорные позиции — ведет бои в Триполи. Впрочем, традиционно без впечатляющих успехов. Все же городская застройка — не самый удобный ТВД: надо или разносить город в щебень, или штурмом брать каждый дом и квартал.
Но теперь в Берлине Хафтар (или те, кто за ним стоит) смогут потребовать от ПНС и Турции больших уступок. И, с большой долей вероятности, получить их.