Как отличить профессиональные абстрактные картины от дилетантских?
Сколько раз вы так восклицали, рассматривая современное искусство? Глядя на абстрактные полотна, которые стоят миллионы долларов, мы поддаёмся соблазну назвать это "мазнёй", которую "может нарисовать любой детсадовец". Однако абстрактные полотна (и объекты современного искусства в целом) имеют свои критерии определения художественной ценности.
Эксперты-искусствоведы отличают профессионально выполненные работы от случайных брызг на холсте. Однако и неспециалисты могут отличить абстрактную картину, выполненную профессиональным художником, от рисунка ребенка, шимпанзе или слона. К таким выводам пришли учёные-психологи, проводившие исследование на эту тему. Более того, люди признавали, что "работа хорошая, но... не нравится".
"Чем рисунок ребёнка отличается от работы профессионального художника? Ребёнок рисует так, как может, а художник - так, как хочет."
Что же искать в «хорошем» абстрактном искусстве?
1. Однородность, последовательность, консистентность.
И каждая картина в отдельности, и портфолио художника в целом должно отражать единое качество укладки краски, колористики, идеи. Если среди работ художника нет единства, то он либо начинающий художник в поисках своего стиля, либо не совсем определился с тем, что хочет донести до зрителя.
«Каждая картина живет в соседстве с другими полотнами, служащими для нее в глазах людей своеобразным продолжением. Оставаясь в одиночестве, картина умирает. Поэтому нет ничего более страшного и бесчувственного со стороны художника, чем выставлять на экспозицию лишь одно свое полотно.» Марк Ротко.
2. Колористика, чистые цвета, цветовая гармония.
Выбор цвета в картине должен подчиняться определённым правилам гармонии. Если цвета подобраны неверно, будет "грязь". Хотя такое художественное решение тоже имеет право на существование, но тогда это должно быть очевидно и не выглядеть как ошибка непрофессионала.
3. Текстура.
Хорошее искусство многослойно в прямом и переносном смысле. В настоящее время даже один и тот же сюжет, выполненный в плоской и в текстурной технике, будет оценён по-разному.
4. Смысл и идея.
О том, что в современном искусстве идея важнее техники и мастерства, я уже писала. В абстрактной живописи идея выходит на передний план, в отличие от, скажем, интерьерной живописи. Если картина не вызывает эмоций и не транслирует вложенную в неё концепцию, то такой картине не хватает личности, характера.
5. Сложность.
Методы, используемые в абстрактном искусстве профессионалом, при часто кажущейся лёгкости не могут быть легко воспроизведены. Даже имея перед глазами готовый образец, условный сын маминой подруги не обязательно сумеет сделать так же. Что уж говорить об оригинальной идее!
6. Визуальный комфорт.
Cуета, грязь, видимое излишнее старание и "замученность" скажут эксперту, что художник - любитель. Опытный мастер обходится без лишних деталей.
Широкая публика по-разному относится к абстрактному искусству. Кто-то просто не понимaет и не получает от него удовольствия. Другим хочется попробовать творить самим или воспроизвести работы мастеров. Есть такие, кто далёк от самостоятельного творчества, но зато ценит полёт фантазии и вкус художника, и готов поместить такие работы в своё пространство или даже создать коллекцию в своём любимом стиле.
И конечно, - сами художники-абстракционисты, которые уделяют этому гораздо больше времени и размышлений, чем принято считать. Что и говорить, это направление непростое: чтобы получать удовольствие от абстрактного искусства нужен интерес к современному быстро меняющемуся миру, желание фантазировать, угадывать, быть соавтором в творческом процессе, ведь как известно, красота в глазах смотрящего. То, что вы видите в абстрактной картине может быть космосом, ночным городом, потоком энергии, социальным протестом или вашим бутербродом с абрикосовым вареньем. Тем и хороша абстракция, что каждый видит в ней своё, то есть игру смыслов.
Друзья, как вы относитесь к абстрактному искусству? Есть ли в этом направлении что-то, что близко вам? Может, кто-то из вас работает в этом жанре?
За идею публикации и за материалы спасибо Анне Скоморовской aka Objects Art Gallery.
Читать также:
Не только «Чёрный квадрат» и «Купание красного коня». Искусство XX века, без которого нельзя.
КАК Я ИСКАЛА МУХУ, А НАШЛА... ЧТО НАШЛА