Найти в Дзене
RLN

Последний царь: предпоссылки и последствия конституционной реформы в России

Продолжается период политической аналитики из каждого утюга, поэтому грех этим было бы не воспользоваться, зря я разве на политолога учился?

В России видимо появилась какая-то слабость к нумерологии, иначе сложно объяснить совпадениями, отставку Ельцина на новый, 2000-й год или революционное послание Путина на начало 2020 года, хотя и со свой спецификой, конечно и, безусловно, этому предшествовала масса вполне объективных предпосылок кроме красивой даты. Давайте их разберём, перед их последствиями.

Конституционные изменения в системе власти, которые анонсировал Путин, весьма революционные и должны нашу суперпрезидентскую республику превратить в по настоящему смешанную, с постепенным отходом от прямой власти самого Путина в пользу более коллективного и распределённого управления.

Но прежде чем разбирать всё это, следует рассмотреть предпосылки событий. А они на самом деле очень серьёзные и системные:

  • Начиная с Мирового Экономического Кризиса 2008 года, экономика России находилась в стагнации и ползла черепашьими темпами, уступая даже Казахстану и США (последним, вроде бы, уже некуда развиваться и они это много медленней нас должны делать), на фоне общей забюрократизированности нашей экономики, несмотря на масштабные (но недостаточные) успехи в этом последних лет.
динамика роста ВВП, после 2016 года ситуация существенно не улучшилась
динамика роста ВВП, после 2016 года ситуация существенно не улучшилась
  • Начиная с присоединения Крыма к России, страна находилась под критическим давлением и санкциями развитых стран (основной рынок сбыта и торговый партнёр РФ - ЕС), которые вопреки пропаганде, крайне вредили росту её уровня жизни. Эти санкции, конечно, были прежде всего связаны лично с правлением Путина (как и присоединение Крыма из-за которого они возникли), а шансы на их развал и улучшение отношений на Западе резко увеличились с провалом правления Порошенко и победой в Украине партии "голубей", готовых к миру, на фоне чего, конечно, всё западное давление, потенциально лишается смысла. Но и здесь, переговоры в духе "отжали Крым, но теперь понять и простить" не очень логично проводить именно с тем кто это делал. Между нормализацией роста экономики и Россией всё очевидней, в том числе для самого Путина, стоит он сам, не только по функциональным причинам (силовики умеют в стабилизацию, с которой он прекрасно справился, но не могут в развитие, что он, очевидно, тоже понимает), но и по международным, с 2014 года.
  • Уже упоминавшиеся братья-казахи, с стремительным отходом Нурсултана Назарбаева от прямой президентской власти в сторону Лидера Нации во главе Совбеза, создали прецедент, что скорее всего ускорило форсирование данного сценария.
-3
  • Именно на фоне постоянных заявлений о суверенитете России, она крайне зависима от внешних факторов и поглощена внешней политикой, которая активно переходит во внутреннюю. Все эти разговоры о иностранных агентах и борьба с ними - не от хорошей жизни, как США периода маккартизма, когда там на полном серьёзе ждали социалистической революции, элиты в России крайне озабочены тем, как на них повлияют внешние факторы и не устроят ли они здесь "цветной революции". В США, лояльно настроенный Трамп, вполне может уступить демократам, которые начнут мстить "за вмешательство в выборы" (ну или их фантазии об этом), а ЕС после Брекзита ждёт серьёзная консолидация и внутреннее усиление, на фоне чего, давление на Россию с Запада не будет ослабевать дальше. На этом фоне, было бы вполне логично, создать выгодную диспозицию для нормализации отношений с Западом заранее, а не когда он соберётся с силами в новом санкционном давлении, во время политической дестабилизации внутри самой России.

- Главное - это древняя русская традиция разваливаться и устраивать кровавую баню после ухода от власти сильного лидера, пусть даже отложенную во времени (княжеская раздробленность после Рюрика, Смута после Ивана Грозного, "бироновщина" и иже с ней в 18 веке, после Петра I, развал империи после Романовых и крах СССР после Сталина) вероятно достаточно чётко осознаётся в верхах. Поэтому пока Путин дееспособен и легитимен, вполне логично его стремление, начать процесс подготовки страны после своего правления, загодя. Несмотря на то что прошлые выборы были в 2018 году и вполне можно было бы затягивать с этим до конца президентского срока в 2024 году. Однако, с каждым годом, риски коллапса увеличивались и совокупность факторов выше, их, вероятно, ускорила.

В итоге Путин, как, вполне справедливо его охарактеризовали, это новый "лис севера", выбрал крайне удачный момент для начала конституционной реформы в лучших традициях ленинской формулы "вчера было рано, а завтра будет поздно".

Сущностно она означает снижение роли конкретно одной личности на ситуацию в стране с созданием теневой рубки управления в виде усиления Совбеза и Госсовета, куда, очевидно, Путин планирует уйти на пенсию. Дождётся ли он 2024 года для этого или сделает это уже сейчас, после референдума за новую конституцию - не известно, но было бы логично, не ждать так долго, потому что ему будет унизительно занимать пост президента с урезанными полномочиями, к тому же нужно будет тестировать систему наблюдая за ней со стороны и обладая при этом должным уровнем признанной на последних выборах легитимности.

Самое, конечно, удивительное, это поддержка Путиным требования либеральной оппозиции по устранению формулировки "подряд" в отношении предельных двух президентских сроков, что исключает вероятность появления в России нового Путина - сильного правителя с неограниченными полномочиями и неограниченной продолжительностью власти.

Очевидно, эта перспектива пугала не только оппозицию, но и окружение президента из числа элиты, собранной Путиным в одну систему, но не готовой кого-то ещё кроме Путина терпеть на этой роли, фактического царя. А учитывая начатые изменения, это будет по сути последний наш царь.

И хотя, на краткосрочной дистанции, это позволит вероятно ускорить развитие национальной экономики, а также избежать коллапса и междоусобиц после его смерти, есть в этом и отрицательные стороны.

-4

Единоличное правление позволяет оперативно и последовательно принимать какие-либо (в том числе хорошие) решения, да и Пирамида Маслоу работает индивидуально, в каждой конкретной личности. Накормить алчность и амбиции одного человека всё же проще, чем значительно большей толпы народа. И если Путин уже озабочен тем, какое место он займёт в отечественной истории, то его коллективные преемники, вряд ли быстро смогут дойти до этого уровня потребностей. А значит, мы можем, банально, не суметь прокормить их всех своими налогами и рабочей силой. Поэтому в отношении устойчивости, а главное, способности к развитию этой системы на длительной дистанции, ещё следует дискутировать.