В поликлинике на приеме к неврологу можно увидеть, в основном, старушек с остеохондрозом. Поликлиника — это отдельный филиал ада на земле. Если взять основной приём, то 90 процентов это дорсопатии (они же остеохондроз). Причем даже не старушки, а средний пациент с больной спиной — женщина лет 45-50, от умеренной полноты до ожирения, у которой всё болит и ничего не помогает.
Один из самых часто задаваемых вопросов на приёме, есть ли разница между неврологом и невропатологом? На табличке двери кабинета написано "Невропатолог". Ниже лист с моей фамилией и фамилией медсестры, там "Невролог". И тоже заходят, спрашивая, в чём разница. Разные формулировки одного и того же, только и всего.
Люди с редкими патологиями мне встречались, но редко. Тут ещё благодаря особенности поликлинического приёма — ко мне, как и к другим узким специалистам, пациентов записывают врачи общей практики. А в условиях, когда за 12 минут надо успеть опросить, осмотреть человека, потом отписать гору мукулатуры и в промежутке между этим успеть продумать и определиться с диагнозом и лечением, на последнем особенно не размахнешься. Вот и лепится на всё диагноз «остеохондроз», и всё идёт по ложному пути.
Была девушка, которую так пять лет лечили от остеохондроза. В итоге оказалось, что это рассеянный склероз.
Это не только в общей практике — у самого такая же ситуация бывает, когда в спешке приёма выставляю диагноз, который кажется, что подходит, а потом хожу и думаю, что там было по-другому и стоило более вдумчиво подойти. Но в том, как организовано это в наших поликлиниках, это не всегда реально. Из редких патологий — один мужчина с БАСом, двое с хореей Гентингтона.
Один из самых сложных случаев — молодая женщина с меняющейся в течение времени симптоматикой и, соответственно, с такими же меняющимися диагнозами: и рассеянный склероз, и мультифокальная дистония, и тремор. И только почти через год уже на уровне краевой больницы, куда мы направляем, если требуются обследования, которых нет у нас, вышли на диагноз дебюта болезни Паркинсона. Сейчас на назначенном там лечении стабильность более-менее достигнута.
С распространением интернета среди всех возрастов стало неизбежным то, что приходит много людей уже самих поставивших себе диагноз. Но, в основном, люди ищут про лечение или потом уже, после поставленного диагноза, ищут о нём более подробную информацию. Учитывая, что в поликлинике время очень неудобно ограничено, самому рассказать не хватает времени, так что использование интернета поощряю. Единственное только — призываю таких людей пользоваться сайтами или мед.учреждений или научными и околонаучными. Хороши студенческие сайты в этом отношении — в общем те, где информация более-менее доказательна и актуальна. Это, пожалуй, пусть читают на здоровье. Главное прошу, чтоб не брали информацию с сайтов народной медицины и посвящённых разным чудодейственным фуфломицинам.
В первую очередь призываю критически относится к народной медицине и думать головой. Я сейчас не про всю, некоторые ее аспекты хороши и действительно работают, но, когда человек лечит секвестрированную грыжу межпозвонкового диска с давлением на нерв прикладыванием капустного листа, это перебор.
Во-вторых — более внимательно относиться к себе, и при каких-то симптомах, если нет возможности попасть к врачу, искать информацию в достоверных источниках, благо в наше время ее в избытке, а не консультироваться у соседки.
Какие методы лечения применяются в моей сфере, кроме медикаментозных? Психокоррекция очень много позволяет. Лечебная гимнастика, кинезиотерапия, массаж, физиотерапия — отличное подспорье для заболеваний, вызывающих нарушения движения от дорсопатии до болезни Паркинсона. Ну а если консервативные методы себя исчерпывают, то в дело вступают нейрохирурги.
Образно говоря — подрабатываем психологами. Очень многое в процессе болезни играет эмоциональный компонент, настрой человека, его отношение к своему состоянию. На это тоже надо воздействовать. Подталкивать пересматривать своё отношение, либо не убиваться по пустякам, либо более внимательно присмотреться, если есть чересчур легкомысленное отношение
Чтобы пациент лучше понимал смысл назначаемого лечения, он должен попробовать взглянуть на себя со стороны врача, вот этого и пробуем добиваться.
У Булгакова в его "записках юного врача" есть эпизод, когда пришел пациент с жалобой на боль в горле, хотя на самом деле там генерализованный сифилис был. И когда врач ему назначил лечение непосредственно от сифилиса, тот потом делился недоумением, дескать, я к нему с горлом пришёл, а он мне какие-то мази назначил. После такого подробные люди, как правило, на назначения забивают и больше не приходят. И чтобы такого не происходило иногда приходится чуть-чуть мозги на место ставить.
Не секрет, что есть люди, которые не доверяют врачам на основе горького опыта. Такие люди есть и их достаточно много. Тут много причин — это и нынешняя ситуация в обществе, когда действия врачей не критикует только ленивый, и завышенные ожидания и, чего греха таить, наши действия.
В идеале как должно быть — заболело что-то у человека, он не ждёт месяцами, пока само пройдет, а идёт в поликлинику, где весь персонал соблюдает правила этики и деонтологии, записывается к нужному врачу, тут же к нему проходит, тот его внимательно выслушивает, собирая анамнез, и ставит верный диагноз. Потом назначает лечение и подробно рассказывает, как принимать, чтобы эффект был максимальным и назначает несколько повторных приемов, чтобы отследить динамику лечения и эффективность.
Но в нынешней модели организации здравоохранения это просто не имеет права на жизнь. В реальности это происходит так — сначала или некогда сходить к врачу, или нет записи. Если записали — жди неделю до приёма. На приёме врач, чтобы всё успеть, минимально осмотрев, ставит наиболее подходящий в этой суматохе диагноз, назначает шаблонное лечение, потому что опять же нет времени продумать и индивидуально подобрать терапию с учётом всех факторов, и отправляет восвояси, потому что и так на месяц вперёд расписание уже полностью забито.
Естественно, что в таком случае человек не удовлетворен, а если ещё и не будет эффекта от лечения, то и сформировался этот самый горький опыт.
Очень многие приходят на приём уже с крайне скептическим настроем и изначальным неверием в хороший исход. Потом зато приятно наблюдать, как меняется отношение и как человек сам становится активным участником процесса лечения.
Подходы у врачей разные: у кого-то вдумчивый, у кого-то формальный. Что я могу посоветовать людям, которые не за справкой и чудо-таблеткой идут, а действительно хотят адекватного лечения? Как искать толкового специалиста? Спрашивайте мнение круга общения, особенно тех, кто лично сталкивался с тем или иным специалистом. Особенно работает в маленьких городах, там молва быстро всё разносит.
Покажите свою заинтересованность в лечении, если что-то непонятно, попросите пояснить. В беседе будьте конкретными. И в идеале бы, чтобы консультация длилась не ограниченное количество времени с сумасшедшей очередь под дверью, а без суматохи и сколько потребуется.
Ну и ваше личное мнение при беседе с врачом тоже играет роль, ведь можно при первом посещении отличить, где формальное отношение будет, а где заинтересованность.
Понравилась статья? Читайте наши интервью с нейрохирургом и кардиологом.