Найти тему
DEL’ARTE Magazine

«Ирландец»: победа технологий над временем

Кадр из фильма «Ирландец»
Кадр из фильма «Ирландец»

В ноябре Netflix показал «Ирландца». Картина Мартина Скорсезе впечатлила зрителей не только игрой актеров и режиссерскими приемами, но и визуальными эффектами. Самый интересный из них — компьютерное омоложение актеров: Роберта Де Ниро, Джо Пеши и Аль Пачино. Мартин Скорсезе намеренно не согласился на классический грим и пригласил студию ILM для работы над спецэффектами. О сложном процессе “омоложения” актеров, для которого было необходимо создавать специальную операторскую систему, писать программу, изучать все прошлые работы Де Ниро, Джо Пеши и Аль Пачино, и даже внимательно следить за отражением в глазах, подробно рассказывает Алишер Улфатшоев, специально для DEL’ARTE Magazine.

Кадр из фильма «Ираландец»
Кадр из фильма «Ираландец»

Начало работы

Студия ILM (Industrial Light & Magic), основанная режиссером Джорджем Лукасом в 1975 году, успешно работает в Голливуде над сложными и специфическими кинематографически-компьютерными задачами. Картина «Ирландец» стала для студии вызовом, в частности, для Пабло Хелмана - VFX-супервайзера фильма. Именно он был ответственен за визуальные эффекты. 

Основным условием Мартина Скорсезе в работе по омоложению главных героев был отказ от применения мокапа. По мнению режиссера, технология motion capture (захват движения) в данном случае тоже не подходила: для записи данных о движении мимических мышц используются специальные головные уборы с установленной на них камерой, что часто мешает актерам на съемочной площадке. 

«Я не могу допустить, чтобы актеры разговаривали друг с другом с мячами для гольфа на лице. Это мешает актерам, ведь в фильме они должны играть друг с другом. » - возмущался Мартин Скорсезе.

В поисках решения проблемы Хелман обратился к опыту задействования VFX (визуальные эффекты) в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона». Процесс омоложения и старения героя Брэда Питта происходил с помощью систем камер Mova. Технология заключалась в том, что лицо актера снималось с большого количества ракурсов. В дальнейшем снятые кадры подвергались цифровой обработке и наложению специальных слоев для создания модели персонажа в зависимости от возраста. Однако и этого для «Ирландца» этого было недостаточно.

Око установки Flux

-3

Начальным этапом по усилению эффектов в фильме стала разработка новой операторской системы. В ходе работы техническая группа соорудила необычное устройство: в центре находилась камера оператора, по левую и правую сторону от нее инфракрасные камеры. Такое решение позволило избежать использование маркеров на лицах актеров. Теперь информацию о мимике получали посредством текстур и освещения лиц героев.

Тестовая съемка показала, что новая установка справляется с поставленной задачей. Для проверки технологий решили воссоздать сцену из другого фильма Мартина Скорсезе «Славные парни» с Робертом Де Ниро. Полученный результат омоложения в сравнении с оригиналом дал понять, что система работает прекрасно и справляется с требованиями режиссера. Трудность заключалась в размерах и сложности использования установки с помощью стедикама: вес конструкции -- 29 кг, ширина -- 76 см. Поэтому в съемках фильма использовали операторскую тележку, штатив с подвижной стрелой и технокран.

Читайте продолжение статьи