Найти тему
Гараж Автоклассика

Легенды Совтрансавто. Грузовики LIAZ 100/110

Несмотря на созвучное с нашими автобусами название, грузовики LIAZ не имеют к Ликинскому заводу никакого отношения. Выпускали его в чешском городе Либерец, на одноименных заводах. Производство началось в 1974 году.

Для семидесятых это был современный по всем европейским меркам грузовик, пришедший на смену легендарной среди советских дальнобойщиков Skoda 706.

-2

Изменений была масса, как внешних так и технических. Кабина приобрела боле квадратные формы. Поначалу она была не откидной, трёхместной с одной спальной полкой.

-3

Для обслуживания там был предусмотрен люк под пассажирским сиденьем, но для более серьёзного ремонта он не годился. Тогда переходили к плану «Б», отвинчивая кабину от нескольких кронштейнов и тяг управления, после чего её всё таки можно было откинуть вперед.

-4

Это был не самый простой процесс, была масса нареканий, поэтому инженеры пошли навстречу перевозчикам, переделав кабину. Они сделали её откидной, а заодно добавили в спальник еще одну полку.

-5

В зависимости от версий грузовика, на него устанавливались двигатели мощностью от 200 до 288 л.с. Это рядный шестицилиндровый дизель, атмосферный в самых простых версиях, в основном бортовых грузовиках, и турбированный на более мощных, дальнобойных седельных тягачах.

-6

Мотор неприхотлив к качеству ГСМ, хорошо переносил нашу соляру, в которую зимой бывало, добавляли бензин. К слову, двигатель экономичный даже по современным меркам, 35 литров на 100 км.

-7

Механическая трансмиссия была двух видом – 5 и 6 скоростная с делителем. Сцепление могло быть одно или двухдисковым. Задний мост с планетарным редуктором. Максимальная скорость около 100 км/час.

Подвеска была двух видов, на ранних версиях рессорная, с конца 1970-х появилась пневмоподвеска заднего моста.

-8

Любопытная особенность этого грузовика в том, что на двигателе установлены два стартера. Второй – резервный, на случай поломки основного. Так конструкторы решили проблему низкой надёжности стартера.

-9

Как и предшественника, Шкоду – 706, СССР массово закупал Skoda Liaz 100, а позже и 110, для Совтрансавто. Это был единственный в союзе перевозчик, работавший за пределами «железного занавеса», грузовики которого ездили в капстраны Европы.

 Skoda Liaz 100 в советском фильме Трое на шоссе. 1983 год
Skoda Liaz 100 в советском фильме Трое на шоссе. 1983 год

Для обучения работе с новой машиной водителей и механиков, производитель подготовил так называемые учебно-технические центры, состоявшие из автопоездов с тягачом и полуприцепами, в том числе рефрижератором Orlican N13CH, которые СССР так же массово закупал.

-11

В середине восьмидесятых самой крутой иномаркой в парке Совтрансавто был Mercedes-Benz 2236, но чешская «сотка» ему немногим уступала. Грузовик был популярен не только в СССР и странах восточной Европы, покупали его и в капиталистических странах.

-12

Большая часть этих машин, купленных еще в советский период, ушла в историю. Кое-где они еще встречаются на дорогах Украины, Польши, Молдовы.

-13

Запас прочности у машины большой, запчасти еще встречаются, или меняются на агрегаты наших грузовиков, при хорошем обслуживании грузовик практически вечный.

Публикация по теме - легендарный грузовик Skoda 706

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru