Помогая растущему бизнесу привлекать частные инвестиции, я замечаю, что предприниматели нередко ошибочно понимают, что именно делает их бизнес привлекательным для инвестора.
Чтобы было легче разобраться в этом вопросе, я подготовил упрощенную Дорожную карту привлечения частного инвестора в бизнес.
Карта подготовлена для прибыльного бизнеса с умеренным уровнем риска и не адаптирована для бизнеса с высоким уровнем риска (стартапы и венчуры, казино, крипта, маржинальный трейдинг и т.п.)
Светофоры на карте - это стоп - линии, которые инвестор не пересекает, если его что-то не устраивает на уже пройденном пути знакомства с бизнесом.
Давайте разберем эту карту чуть подробнее.
Основная цель инвестора - заработать прибыль на инвестиции в бизнес, адекватную рискам и альтернативным возможностям. Поэтому инвестор оценивает свои потенциальные заработки от инвестиции на основе анализа:
1) возможностей бизнеса зарабатывать прибыль и делиться ею с инвесторами,
2) условий (цены) входа и выхода из инвестиции,
3) рисков получения личной прибыли и выхода из инвестиции.
Такой анализ инвестор делает до вложения своих денег. Дорожная карта показывает, какие аспекты бизнеса и в какой последовательности обычно изучает инвестор во время знакомства с бизнесом.
Итак,
❖ Инвестор начинает знакомство с бизнесом с выяснения продукта и ниши. Здесь мы выясняем: Что производит бизнес, для кого и зачем?
Опытные инвесторы вкладывают деньги только в понятные им ниши и продукты, и в которых инвесторы ожидают хорошую динамику прибыли. Незнакомые им ниши или продукты являются для них стоп - фактором. Именно поэтому многие инвестиционные фонды имеют отраслевую и страновую специализацию.
❖ Наличие конкурентов является признаком того, что в этой нише есть деньги, и их можно зарабатывать. Однако слишком жесткая конкуренция свидетельствует о повышенном риске снижения продаж или маржинальной прибыли.
❖ Удачно подобранная бизнес - модель (способ ведения бизнеса) не только приносит высокую прибыль (по сравнению с конкурентами), но и снижает риски бизнеса, является признаком качества управления бизнесом. Способность бизнеса зарабатывать прибыль инвестор проецирует на свои возможности зарабатывать на инвестициях в этот бизнес.
❖ Умение команды управленцев отслеживать КПЭ (ключевые показатели эффективности) своего бизнеса и ключевые метрики конкурентов - также характеризует качество управления бизнесом.
Неумение руководителя бизнеса провести внятный анализ результатов работы, донести до инвестора ключевые факторы успеха и ключевые метрики, непонимание руководителем метрик конкурентов - все это существенно снижает привлекательность команды управленцев и бизнеса в целом.
❖ Наличие среди инвесторов бизнеса известных инвестиционных фондов, как правило, повышает доверие инвесторов к бизнесу. Напротив, сомнительные инвесторы с непонятным прошлым - повышенный фактор риска для потенциального инвестора.
Изучив эти факторы на этапе 1, инвестор решает, интересно ли ему дальнейшее изучение бизнеса (первый светофор на карте).
❖ Если да, то на этапе 2 инвестор изучает финансы бизнеса с акцентом на: качество управления оборотным капиталом, платежеспособность и эффекты финансового рычага. На этом этапе также корректируются оценки цены входа (условия сделки) и выхода из инвестиции.
На этапе 3 инвестор изучает качество работы бизнеса с инвесторами и качество того, как бизнес “упакован” для инвесторов.
Наличие проблем в этой области - сигнал инвестору о том, что проблемы могут возникнуть и с получением личного дохода от бизнеса и с дальнейшим выходом из этой инвестиции. Напротив, допуск ценных бумаг компании к торговле на фондовом рынке, ликвидность этих бумаг и понятная динамика их котировок - все это позволяет инвестору более предсказуемо планировать выход из такой инвестиции, и, в этом смысле, повышает инвестиционную привлекательность.
Дорожная карта составлена для изучения бизнеса новым инвестором, однако темы анализа, представленные на карте, вполне актуальны и для тех, кто уже вложил свои деньги в данный бизнес, поэтому регулярное информирование инвесторов по таким аспектам деятельности - это признак качественно выстроенного процесса IR (investor relations, связи с инвесторами).
Эту и другие темы инвестиций в бизнес я разбираю в своей книге "Финансовые джунгли бизнеса. Путеводитель инвестора и предпринимателя" (издательство Ридеро, 2020 год).
Это вторая моя книга серии #Библиотекаинвестора
Ознакомиться с содержанием книги можно по ссылке: https://ridero.ru/books/finansovye_dzhungli_biznesa/