Конец 2019 года ознаменовался началом «Эпидемии» – стартом нового российского сериала на канале ТНТ-PREMIER по мотивам некогда популярного романа Яны Вагнер «ВонгОзеро». О книге и своих ожиданиях относительно экранизации я уже писала ранее. А нынче, ознакомившись, наконец, с материалом в полном объеме, готова дополнить саму себя новой порцией впечатлений, поскольку «Эпидемия» действительно заслуживает внимания. Постараюсь избежать откровенных спойлеров, но некоторые изгибы и повороты сюжета придется обозначить.
Для начала небольшая медицинская справка: не так давно я где-то вычитала, что грипп – один из самых непредсказуемых вирусов среди своих собратьев. Он ежегодно мутирует и, соответственно, медики ежегодно вынуждены видоизменять формулу вакцины от гриппа, подгоняя ее под новый штамм. Т.е. всем желающим колют не ту прививку, что кололи в прошлом или позапрошлом году. – На основе этой идеи автор Яна Вагнер и создатели «Эпидемии» выстроили целую концепцию о глобальном медном тазе, накрывшем всю Россию: врачи не смогли вовремя разработать антивирус, а грипп в свою очередь не ограничился соплями и температурой – болезнь стала смертельной.
В свете этих обстоятельств сериал получился универсальным и убедительным в своем жанре, который строго придерживается принципов постапокалипсиса: цивилизация рушится и главной целью единичных героев становится стремление выжить. Границы между богатыми, бедными, успешными и не очень постепенно стираются, закон и порядок упраздняются и все, что остается – это твои близкие, ваши немногочисленные пожитки, тающие запасы еды и дорога из пункта А в пункт Б в попытке унести ноги подальше.
Триллер иди драма? – В первую очередь это триллер, потому что каждая серия держит зрителя в напряжении и в состоянии саспенса. Зараженные сограждане – это ведь только полбеды, поскольку гриппующие доходяги и живут-то недолго (к ним главное не приближаться на расстояние чиха). Куда страшней оказываются, например, банды мародеров или несанкционированные военные отряды по зачистке населения (в сериале всячески подчеркивается их самовольный беспредел, не имеющий отношения к государственной власти). А вот драматическая составляющая подпитывается отношениями ключевых героев в кадре – это Сергей (Кирилл Кяро), его бывшая жена Ира и текущая зазноба Аня (об этом я тоже уже писала в первой статье). Ирина (Марьяна Спивак) играет просто отборную стерву, которая превосходит по колориту свой литературный прототип. Но и Анна (Мария Исакова) на поверку оказывается далека от образа «правильной девочки», хотя поначалу настойчиво транслирует его зрителю.
Еще в сериале много секса, не только между Сергеем с его гаремом. На вопрос «а зачем?» лучше меня ответит другой герой, сын-аутист Анны, хотя лично мне хочется выкатить эту претензию сценаристам. Не менее навязчив и мотив набожности – в сериале аж три момента связанных с темой религии. И если первый практически заставил меня расчувствоваться (сцена с молитвой по рации), второй вызвал мысли «ну, ладно, пусть так» (суточное бдение у икон), то третий момент спровоцировал возмущение из серии «шо, опять?!». Ибо массовое венчание в заснеженных лесах в разгар «конца света» – это полная ересь, оттого и выглядит она не к месту, словно галстук на динозавре.
А в середине сезона и вовсе знатный махач! В нем появляются отряды партизан, дающие отпор военным кордонам! …Вы думаете, деревенские жители берут в руки ножи, вилы и топоры? – Да щас! Ополченцы вооружаются «калашами» и «маузерами»! И вот тут у меня закрадывается подозрение, что я чего-то не знаю о нашей российской глубинке, где у каждого второго в подполье коллекция стрелкового оружия.
Подчеркну, что заигрывания с темой веры и сцены с народным ополчением – это все те же издержки фантазии сценаристов. В романе Яны Вагнер таких кульбитов не было. Он вообще более узкой, камерной направленности – потому в титрах «Эпидемии» нам и прописали «по мотивам…», ибо сериал ну ооочень далек от первоисточника. Историю затем и перекраивали, чтобы приблизить к законам кинематографии: сериал более событийный и более остросюжетный, чем книги «ВонгОзеро» и «Живые люди». По сути, получилось другое произведение, и это надо просто принять как факт.
А я еще я очень надеюсь, что какие-нибудь иностранные прокатчики выкупят сезон для показа за рубежом, чтобы там тоже узнали и прочувствовали весь колорит «п***ца по-русски»! Подозреваю даже, что для глобализации и распространения «Эпидемии» под сюжет был подведен некоторый интернациональный базис – под занавес создатели запустили в сериал китайцев. Хотя знающие люди утверждают, что на самом деле это не китайцы вовсе, а просто какой-то собирательный образ восточного народа, говорящего на вымышленном азиатском языке. Видимо, и тут сценаристы что-то намудрили – тем больше поводов поглядеть, куда выведет героев второй сезон.