Найти в Дзене
Zames Media

…Но не «Спартак»

Оглавление

Над символом суровых ночей Урала – сетью «Красное&Белое» — похоже, сгущаются тучи. Приходят сообщения о том, что владелец алкомаркетов передает свои права «Бристолю». И хотя в «К&Б» сегодня это активно опровергают, становится понятно – челябинскую алкогольную гордость могут потопить. Как топят грусть в стакане клиенты сети.

Очередной виток интереса к «К&Б» возник после того, как telegram-канал Mash написал, что с 15 января вместо Сергея Студенникова управлять активами компании «Красное и Белое» будет прямой конкурент алкосети — ГК «Бристоль».

По данным канала, из головного офиса уволились уже 20 человек, а коммерсант якобы договаривается об управлении уральским филиалом сети. «Владелец сети «Красное&Белое» передает управление активами группе компаний «Бристоль». Game over», — сказано в сообщении.

В пресс-службе «К&Б» вскоре опровергли информацию о передаче прав на управление активами, заявив, что «никаких изменений в управлении нет». Однако спирта без градуса, как известно, не бывает. И интерес конкурентов к челябинской компании никуда не делся.

Достаточно поставить две бутылки водки

История началась с того, что в конце декабря 2018 года на складах и в офисах самого быстрорастущего ритейлера России в Москве, Челябинске, Екатеринбурге и других городах синхронно прошли обыски. Официальными причинами явились подозрения в неуплате налогов и торговле контрафактной продукцией. В конечном итоге фальсификата не нашли. Однако в июне прошлого года налоговики «в рамках проверки контрагента сети» провели выемку документов в головном офисе «К&Б» в Челябинске.

По данным источников Zamesa в компании, «Красное&Белое» попало в разработку налоговых органов по той причине, что сеть оформляла собственные магазины на разные юридические лица. По словам эксперта в области налогового права Светланы Логиновой, компании поступают так по разным причинам. «Одни делают так для защиты собственности и налоговой оптимизации. К примеру, очень часто самые важные активы, например, недвижимость, регистрируют на отдельное юридическое лицо. Речь также может идти и о налоговой оптимизации: государство подчас предоставляет льготы по уплате налогов и сборов. В отдельных случаях льготы могут быть связаны с местом нахождения организации», — пояснила Логинова.

В момент проведения обысков заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Владимир Ионкин в беседе с журналистами не исключил, что «сети могла прилететь «ответка». Он предполагал, что «К&Б» могла столкнуться с действиями конкурентов.

При этом, по его словам, организовать мощную атаку на конкурента сейчас не составляет особого труда — достаточно просто прийти в любой магазин, незаметно поставить на полки пару принесенных с собой бутылок водки. Приглашенные в торговую точку проверяющие сразу же обнаружат нелегальный оборот алкоголя.

Выдвигалась и версия, что теоретически «К&Б» могла быть «атакована» нижегородской сетью «Бристоль», работающей в том же сегменте. Ранее «Бристоль» уже предъявлял «К&Б» ряд претензий.

Стоит помнить, что «Красное&Белое» — это сеть алкомаркетов, которая представлена более чем в 50 регионах России. До объявления сделки по объединению с «Дикси» и «Бристолем» она была крупнейшей алкогольной сетью в стране.

Звучит красиво, но по сути это сеть придомовых алкомаркетов (в шаговой доступности, включая первые этажи жилых зданий), в которых губит свою судьбу мужская часть населения страны. Впрочем, в деле морально-этической составляющей не фигурирует.

Бегство на Кипр

Ситуация вокруг «К&Б» начала успокаиваться после произошедшей сделки по объединению сети с «Дикси» и «Бристолем». Тогда основателю компании Сергею Студенникову перешли 49% активов единого бизнеса, Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву — 51%. Но помимо внешней сохранилась сильнейшая внутренняя конкуренция, утверждает глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

По его словам на сегодняшний день «Бристоль» напрямую конкурирует с «К&Б». Он также предположил, что «Бристоль» может проигрывать из-за ценовой политики «внутреннего» конкурента. «Люди, у которых половина компании, теряют за счет того, что у владельца второй половины дела, условно говоря, идут лучше», — заявлял Дробиз.

Дробиз не исключил, что появившаяся информация о передаче основателем «К&Б» своих прав «Бристолю» — информационный вброс. Однако его вряд ли можно считать случайным.

«С большой долей вероятности можно предположить, что Студенников со временем будет вынужден полностью отказаться от своего бизнеса. После этого сеть рискует умереть», — не исключил экономический аналитик Артем Ермолаев. Он напомнил, что Студенников ранее уже предпринимал попытки защиты своего бизнеса, переводя его в иностранную юрисдикцию – на Кипр.

Инсайдеры в «К&Б» предполагают, что челябинскую сеть утопят постепенно: «Судя по всему, была попытка убить нас сразу, не вышло. В итоге вынудили объединиться. А сейчас – продолжение истории. Вероятно, рано или поздно сеть все равно убьют: разорят, обанкротят».

Будут ли горевать уральцы над потерей – большой вопрос.

Магнаты спиртосодержащей розницы внесли свою лепту в массовую алкоголизацию населения региона. В различных рейтингах, оценивающих уровень потребления алкоголя, уральские регионы прочно занимают лидирующие позиции. Например, в исследовании «Трезвой России» Челябинская, Тюменская и Курганская области, Югра и ЯНАО вошли в ту категорию, которая охватывает регионы, где «антиалкогольную кампанию нельзя назвать успешной, и негативные последствия чрезмерного потребления алкоголя выражены довольно явно, что уже ставит под угрозу здоровье и безопасность граждан».

Иными словами там швах.

Главный врач Свердловской областной наркологической больницы Антон Поддубный, говоря о проблеме, склонен винить в массовом пьянстве местного населения именно алкомаркеты. В частности, он указал на шаговую доступность спиртного – алкомаркеты, тоже напоминает Поддубный, сегодня зачастую располагаются на первых этажах жилых домов.

Но основатель «К&Б» в любом случае успел снять сливки. Студенников обладает состоянием 852 млн долларов и занимает 123-е место в списке самых богатых россиян Forbes. Однозначно, он еще поднимет за всех уральцев рюмку – спасибо, что все эти годы так активно пили!

Ну и дураки.