2. Укрепление власти
В течение следующих 5-ти лет мирные отношения не нарушались. В этот период Улу-Мухаммед стремился освоить эффективное управление ханством, привлечь большинство политических и экономических кругов государства.
Казанский летописец отмечает, «…и шедше полемъ, перелезше Волгу, и засяде пустую Казань, Саиновъ юртъ. И мало въ граде живущихъ, и нача збиратися Срачиніи и Черемиса, развіе по улусамъ Казанскимъ, и раді ему быша, а изоставшися оть плена худыя Болгары молиша его, Казанцы, быти ему заступнику бедамъ ихъ, и помощника отъ насилія, воеванія Рускаго, и быти царству строителя, да не до конца запустеютъ, и повинушася ему. Царь же вселися въ жилище ихъ и постави себе древяны градъ крепокъ, на новомъ месте, крепчаеше старого, недалече отъ старыя Казани разоренныя отъ Рускія рати. И начаша збиратися ко царю мнози варвари отъ различныхъ странъ, ото Златыя Орды и отъ Асторохани, отъ Азуева и отъ Крыма».
Приток татарского элемента в Казанский край отмечен и в русских источниках, которые говорят, что в 1438 году в Среднем Поволжье поселилось 3000 татар, пришедших с ханом Улу-Мухаммедом. В дальнейшем в Казань начали стягиваться татары из соседних государств – Золотой Орды, Крыма, Астрахани.
Таким образом, Казанское государство сложилось из двух составных элементов - из старой болгарской основы с ее населением и культурой, и из наносного татарского элемента, сообщившего старому оседлому населению новую государственную организацию. Казанское государство выступило на поприще исторической жизни сразу уже в виде зрелого организма, с прочно сложившимся бытовым и культурным укладом. Оно совершенно не знало стадии постепенного формирования, и это явление может быть объяснено лишь древностью его населения и преемственностью культуры и расы.
Ханство заняло обширную территорию в Среднем и Нижнем Поволжье. Древнейшими центрами этой территории являлись старинные, еще болгарские, города Булгар, Сувар и Биляр. На юго-востоке Казанское ханство граничило с Ногайским княжеством, на юге - с Астраханским ханством, на юго-западе - с Крымским ханством, на западе - с Московским государством, на севере - с Вятскою общиною. Государственная граница Казанского ханства точнее всего известна на западе - здесь она шла по Суре и Ветлуге. На севере граница шла по реке Пижме, от устья последней до устья реки Вои - по реке Вятке, включала в Казанское ханство весь бассейн реки Кильмези, большую часть бассейна Чепцы и верховья Камы. На востоке Казанскому ханству принадлежали районы Сарапула и Елабуги. Бугульминский и Мелекесский районы также входили в состав Казанского ханства, но Самарская степь фактически принадлежала кочевавшим по ней ногайцам. Правый берег Волги составлял владение Казанского ханства вплоть до нынешнего Волгограда. Здесь были расположены такие города, как Синбир (Ульяновск), Сара-Тау (Саратов) и Сары-Тин (Царицын).
Нельзя не указать на еще одну особенность Казанского ханства - местная культура выдвинула иной тип городского строительства, чем в Русском государстве - не военное, а мирное, торговое поселение, каких в Казанском ханстве имелось немало. Например, крупные населенные пункты по берегам водных путей - Елабуга, Синбир, Сары-Тау, Тетюши, Лаишев, Чебоксары и др. Их население занималось не только сельским хозяйством, но также ремеслами и торговлей. Как известно, в русских источниках городом называется крепость (укрепленное поселение), за стенами которой в случае опасности должно было укрываться не только население города, но и его окрестностей. Из таковых же на территории ханства упоминаются, кроме самой Казани (кстати, первоклассной для того времени крепости), крепость Чалым на правом берегу Волги в 160 км от Казани вверх по течению (построенная еще болгарами в начале 1171 года как форпост Аркоч), Арская крепость (известная с 1379/80 гг.), да еще ряд небольших крепостей и острогов по Арской дороге и на горной стороне Волги, в земле чувашей. Это в большей мере определялось агрессивной политикой государства, которое стремилось держать под своим контролем соседей и не допускать вторжений на свою территорию.
Казанское ханство унаследовало от Золотой Орды военно-монархический характер верховной власти. Носителем этой власти, опиравшейся на военную силу, являлся хан - неограниченный повелитель, титул которого русские документы почтительно переводили (впрочем, как и титул ханов Сарайских, Астраханских, Крымских, Сибирских, Монгольских и других) словом «царь», приравнивая его к римским и византийским цезарям - императорам.
При вступлении хана на царство совершалась особая церемония, носившая религиозный оттенок (она происходила в мечети): «Все от малого до великого присутствовали при этом торжестве. Толпа народа была огромная. Муллы, даншименды, хафизы, беки, мурзы, словом все мусульмане собрались в каменной мечети. Внесли и разостлали золотую кошму. Тогда из дворца сеид начал провозглашать хотбу. Затем четыре человека, взявшись за четыре конца золотой кошмы, подняли на ней хана. Все мусульмане, от малого до великого, знать, муллы и старшие лица в городе, находившиеся при совершении обряда, огласили мечеть радостными криками. Потом карачи, аталыки и имильдаши осыпали хана деньгами, и все присутствовавшие принесли ему поздравления. До самого конца месяца, в продолжении нескольких суток, днем и ночью, хан предавался забавам и удовольствиям. В это время даны им были большие пиры; на них мед и водка лились без меры; лошадей, баранов и коров зарезано было множество. На пирах толпились приглашенные; каждому из них назначено было, сообразно его званию, особое место. Мулл и хафизов, вдов и сирот, бедных и несчастных хан осыпал милостями; при этом же случае отпустил он на волю многих заключенных, ознаменовал он себя добрыми и богоугодными делами».
Самую существенную часть церемонии составляло поднятие хана вверх, на руках знатнейших сановников. Выражение «хан кютермэк» (поднять хана) до сих пор в языке казанских татар означает понятие «избрать хана». Поднятие на кошме было древним монгольским обычаем. Эта часть церемонии составляет интересную параллель римскому обычаю возводить императора на престол посредством поднятия его вверх на щите при громких криках присутствовавших.
Принадлежность ханского достоинства составляла печать («нашан») красного цвета, прикладывавшаяся к ярлыкам и вообще ко всем документам, издававшимся от имени хана. Согласно древней традиции ханская печать имела квадратную форму. Например, к сохранившемуся до наших дней ярлыку хана Сахиб-Гирея приложен «нашан», имеющий 13,5 см в длину и ширину. Титул Сахиб-Гирея на печати гласит: «Султан могущественный, знаменитый во вселенной и вере, великий завоеватель Сахиб-Гирей-хан - герой - пусть Бог вечно хранит его государство и возвеличит его царствование!» Надпись на кайме печати гласит: «Во имя всемилостивого милосердного Бога. Нет бога кроме Аллаха, Мухаммед посланник божий».
Вопрос о том, существовали ли у ханов казанских какие-либо регалии, т.е. внешние знаки ханского достоинства, решить затруднительно, за неимением точных данных. Корона царства Казанского, хранящаяся в Оружейной палате в Москве, по всей видимости, сооружена уже русскими, после завоевания Казанского ханства.
Хранящийся в Институте восточных рукописей Российской Академии Наук скипетр из «рыбьего зуба» (моржовой кости), сверху и снизу оправленный резным позолоченным серебром, длиной около 1 метра, в музейном каталоге 1741 года назван «Sceptrum Tattaricum», т.е. скипетр татарский. И если изначально ученые предполагали, что это скипетр ханов Казанских, то впоследствии возобладало мнение: «Если ханы Казанские и употребляли когда-либо скипетры (что, впрочем, очень сомнительно, потому что вообще не в ходу на востоке у государей мусульманских), то этот скипетр слишком беден для таких ханов, какими были Казанские».
Казань, как торговый центр, несомненно, имела очень пестрый состав своих жителей. В состав ханства вошли местные коренные народы - мордва, чуваши, черемисы (марийцы), вотяки (удмурты), башкиры, мещера, а также существовавшая со времен Волжской Болгарии значительная община армяно-кипчаков. Большая часть населения лишь выплачивала налог (ясак), который собирали представители знати (князья, мурзы, эмиры, беки, хакимы), получавшие на это специальный ярлык от хана. А правящей элитой в государстве стали татары. Князья в Казанском ханстве составляли 4 группы - эмиры, беки, мурзы и инородческие владетельные князья. Особенность знати у казанцев, как и у других восточных народов, составляло то, что титул отца передавался по наследству лишь к старшему сыну, младшие же сыновья не наследовали ни титула, ни привилегий отца. После эмиров по степени знатности следовали беки: младшие сыновья получали титул «мурза» (что-то вроде «сын князя»). Состав титулованной аристократии в Казанском ханстве был довольно разнообразным. Сюда вошли прежде всего местные болгарские князья, а также представители старой туземной аристократии. Затем влился ряд княжеских крымских родов, пришедших из Крыма вместе с Улу-Мухаммедом, например, род эмиров Ширин. Впоследствии состав князей постоянно пополнялся и обновлялся - сюда вливались князья сибирские, ногайские, касимовские, крымские и т.д. Местные инородческие князья также входили в состав признанной знати, особенно значительно было число чувашских, черемисских и вотских князей.
Основное население чаще всего называло себя либо «казанлы» (казанцы), либо по религиозному признаку — мусульмане. На Руси же основное население в связи с установлением на ханском престоле татарской династии ханов Золотой Орды постепенно приобрело название «татары».
Не забывайте ставить лайки и оставлять комментарии
Читайте на нашем канале -
КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО: основание, расцвет, гибель.
Глава 1. Образование ханства
Глава 2. Укрепление власти
Глава 3. Восстановление власти над Русью. Глава 4. Образование Касимовского царства
Глава 5. Мирный период
Глава 6. Начало русской экспансии
Глава 7. Начало политической борьбы в ханстве
Глава 8. Первое взятие Казани
Глава 9. Русский протекторат. Часть 1 (1487 – 1507 гг.)
Глава 9. Русский протекторат. Часть 2 (1507 – 1521 гг.)
Глава 10. Крутой зигзаг. Часть 1 (1521 – 1524 гг.)
Глава 10. Крутой зигзаг. Часть 2 (1524 – 1535 гг.)
Глава 10. Крутой зигзаг. Часть 3 (1535 - 1549 гг.)
Глава 11. Агония (1549 - 1552 гг.)
Глава 12. Развалины Казани (1552 г.)
Глава 13. Попытка реставрации
Глава 14. Эпилог