Мы продолжаем журналистское расследование по внедрению «мусорной реформы» на территории Томской области и о наличии контроля за ее проведением и соблюдением действующего законодательства
Реформа обращения с отходами в России набирает обороты. Не осталась в стороне и Томская область. Усилия органов власти направлены на улучшение ситуации в области обращения с отходами, снижение негативного воздействия на природу. Население со своей стороны ждет оказания качественных услуг за адекватную цену. А как обстоят дела на местах? Какова реальная ситуация с «мусорным бизнесом»?
Как проводят «мусорную реформу» в Стрежевом
На севере Томской области расположена столица томских нефтяников — город Стрежевой. Естественно ожидать, что сфера обращения с отходами здесь находится на более высоком уровне, чем в сельских муниципальных образованиях. С первого взгляда так и есть — современный полигон отходов за городом, своевременный вывоз коммунальных отходов.
А что с ценами для населения? Сколько стоит размещение твердых коммунальных отходов (ТКО) для простого жителя города? Здесь у большинства обывателей в голове стандартный штамп: север, дорогая жизнь, трудности с доставкой материалов и запчастей для транспорта, более высокие зарплаты работников (северный и районный коэффициенты). Не может захоронение отходов стоить дешевле, чем на юге области.
Рассуждения, вроде бы, правильные. А если заглянуть за заборчик полигона ТБО, что там «за нарисованным холстом»? А заглянув, и посмотрев на изнанку работы Стрежевского полигона ТБО, обнаруживается интересная ситуация. Помимо отходов от населения, эксплуатирующая организация принимает отходы от бюджетных и коммерческих организаций — полигон-то один. Да и на трудный хлеб местного частного коммунального предприятия падает небольшой слой масла в виде дополнительных объемов отходов.
Ситуация — типичная для нашей страны: муниципалитет, являющийся владельцем полигона ТБО и земельного участка, сдает объект в аренду коммерческой организации, которая в свою очередь эксплуатирует полигон ТБО, оказывая услуги населению и предприятиям.
А корректно ли смотреть на чужое масло на бутерброде? Конечно, корректно, тем более что объект принадлежит муниципальному образованию.
Помимо мусоровозов на полигон ТБО регулярно заезжают самосвалы с пастообразной жижей — буровой шлам от окрестных нефтяных месторождений. Буровые предприятия региона и региональный оператор отходов (коммерческая организация, эксплуатирующая полигон ТБО г. Стрежевого) давно нашли взаимопонимание. В данном случае — размещение буровых отходов на городском полигоне ТБО. И это не «тонкий слой масла» на трудовой хлебушек. Это миллионы рублей в год, возможно более 10 млн, кто знает — дела «частные», коммерческие.
А что население Стрежевого? Платит за размещение отходов по установленной цене. А когда устанавливали цену, смотрели на дополнительные многомиллионные доходы от приемки бурового шлама? Или население со своими тарифами — отдельно, а успешный экологический бизнес по приему отходов нефтяной отрасли на городской полигон (по сути, принадлежащий муниципалитету — людям) — отдельно?
А как с соблюдением природоохранного законодательства? Насколько «чистый» буровой шлам попадает на городской полигон ТБО г. Стрежевого? Ведется ли журнал учета приемки бурового шлама? Кто-нибудь контролирует его химический состав, радиоактивность? Имеется ли в лицензии регионального оператора этот вид отходов как разрешенный к захоронению? Кто установил и установил ли цену за его захоронение? Что происходит с буровыми растворами? Насколько соответствует экологическому законодательству сама технология размещения бурового шлама на городском полигоне? Есть ли лимиты на размещение буровых отходов (бурового шлама, буровых растворов), пройдена ли государственная экологическая экспертиза и осуществляются ли платежи за негативное воздействие на окружающую среду?
Прошу считать эту критическую публикацию официальным обращением в томскую межрайонную природоохранную прокуратуру, ОЭБиПК УМВД по Томской области, Управление Росприроднадзора по Томской области, департамент природного комплекса и охраны окружающей среды Томской области, департамент тарифного регулирования Томской области.
Владимир Губа