Первые годы правления патриарха Кирилла были полны бурными преобразованиями: указаниями развивать миссионерство, социальную работу, образовательную сферу на приходах, в епархиях. Но то, что внешне казалось правильным, на деле оказалось мыльным пузырем: так как для реальных дел не было ни специалистов, ни финансов, ни правильно выстроенной политики, то все свелось к тому, что священников завалили тоннами отчетности, обязали создать кучу организаций на приходе, даже если в храм ходят полторы старушки.
Ну, священники «создали» — написали правильные отчеты, поставили в нужных местах галочки, а потом каждый год просто меняли дату в отчете и сдавали заново — и всех это удовлетворяло, правда, каждый год придумывали новую отчетность.Патриарх создал Межсоборное присутствие, куда вызывались церковные специалисты якобы для выработки четкого отношения Церкви к тем или иным проблемам путем широкой дискуссии как в самом присутствии, так и в целом среди духовенства и верующих РПЦ.В итоге все это вылилось в бессмысленную демагогию, а все церковные постановления стали просто спускаться сверху с требованием беспрекословного исполнения.
Патриарх придумал систему раздробления епархий якобы для того, чтобы «епископы стали ближе к народу». В итоге, если раньше епархия была равна области, а архиерей сидел в областном центре, то теперь в каждой области стало от двух до четырех епархий с соответствующим количеством мелкопоместных архиереев. Отсюда и получила воплощение в жизнь шутка: «Брошу все, стану архиереем в Урюпинске» — да, уже есть Урюпинская епархия со своим епископом.
Но епископы не стали ближе к народу — они стали ближе к народным деньгам, потому что каждый церковный феодал, даже мелкий, хочет резиденцию, автомобиль высокого класса, соответствующий достаток, отдых, питание и много красивых и дорогих безделушек на груди и на голове. В итоге в несколько раз возросли налоги с приходов так, что для многих бедных храмов это стало удавкой на шее.
И в патриархию стали требовать больше и больше денег.
Почему? Ну, не стоит заново рассказывать про нанопыль в особой квартире, чудотворные исчезающие брегеты, резиденции и прочую скромную жизнь ученика апостолов — это все и так видят. Скажу лишь, что ко дню рождения Кирилла в прошлом ноябре с одной маленькой епархии собирали сумму в 10 тыс. долларов. А епархий в РПЦ более 300…А еще, в 2012 году, были Pussy Riot и митинг в поддержку «веры» — то есть патриарха, под охраной тысяч полицейских. Уже тогда патриарх с трибуны заговорил про предателей в рясах — тех, кто смеет критиковать его лично.
На нашем портале «Ахилла» часто пишут священники — анонимно, потому что под своим именем можно только воспевать хвалу «эффективному менеджеру», а правду сказать можно, только надев балаклаву. Вот лишь незначительное количество цитат священников о своем предстоятеле:
«Некоторые священники на службе поминают Кирилла, «добавляя мысленно про себя перед словом «патриарх» слово «заблудший».
«Разрыв между словами и делами патриарха. Какой-то мертвящий холод, которого не было при Алексии II».
«Мы ждали пророка, а получили прокурора…»
«Позиция Патриарха очень проста: если меня кто обидит, то мне Евангелие не указ».
«Патриарха я уважаю и усердно поминаю, конечно, он — наш Главпахан (простите за выражение), деньги и отчеты выбивать умеет. Если что не по нему — растопчет быстро, как и полагается».«Патриарх-миссионер…
Вспоминаю приезд в нашу епархию патриарха Кирилла на освящение собора. Несколько раз со всех приходов были большие денежные сборы, страшная нервозность, вприпрыжку бегавшие благочинные, ор епископа с брызжущей слюной на подчиненных, и страх, страх, страх.
Тогда вдруг я понял, встретив каменно-тяжелый подозрительный взгляд патриарха, идущего между двух шеренг выстроенного духовенства, что это не наш отец, а властный господин, выкованный прежней советской церковной системой, прошедший все ее ступени».
«Надо отдать Кириллу должное — он гениальный демагог. Демагог именно в советском, большевистском смысле слова».
«Патриарх — совершенно нормальный, ожидаемый проект кремлевской пропаганды и вполне себе атеист».
Поверьте, так про патриарха думает подавляющее большинство нормального, честного, священства. А остальные просто боятся думать, ибо наказание прилетит даже за наморщенный для размышления лоб.
Но главная проблема нынешнего патриарха даже не в том, что он деспот, или что он любит роскошную жизнь, или что он боится народа, поэтому окружает себя кордонами ФСО. Не только его вина в том, что он выстроил вокруг себя вертикаль власти — трусость и сервильность епископата ему в этом всячески подыграла.
Главная проблема патриарха Кирилла в том, что он лицемер и не стесняется этого. В церковных канонах есть такое понятие: «доброе свидетельство от внешних». Такое, каким, например, обладал патриарх Сербский Павел. Даже патриарх Алексий II пользовался в обществе гораздо большим уважением, несмотря на некоторые негативные моменты биографии.Одним из первых важных деяний патриарха Кирилла было его строгое заявление накануне праздника святых просветителей Кирилла и Мефодия (24 мая) — создателей славянской письменности. Патриарх велел всем архиереям не приезжать в Москву чествовать его в день именин, а лучше заняться просветительской работой на местах. Тогда это его решение широко тиражировалось православной прессой: мол, посмотрите какой — не хочет почестей, хочет просвещения!
Правда, в следующие годы первый благородный порыв забылся, и вот уже в 2015 году в этот же праздник Кирилла и Мефодия на Красной площади Москвы устраивается грандиозный церковно-государственный флешмоб, где патриарх вместе с чиновниками, сонмом духовенства и прочим согнанным в принудительном порядке народом поет бодро «…забота у нас простая, забота у нас такая» и другие советские песни. По словам очевидцев, все это действо напоминало бракосочетание государства и церкви, только христианство сменила какая-то другая религия…