В советском кинематографе есть аж целые две экранизации повести Станислава Родионова "Криминальный талант". И разница между ними всего ничего - 1985 год и 1988 года.Казалось бы - пшик! А ведь между ними, практически, целая эпоха!
Вообще, автора Родионова я нежно люблю, и читала сборник его произведений задолго до того, как вообще посмотрела оба фильма.
Все его детективы - это тонкая паутина психологических переживаний. Никаких погонь и перестрелок! Ни резни и выпотрошенных подробностей. Все очень рафинированно и интеллигентно.
Всё-таки Родионов знал, о чем писал - много лет он проработал прокуратуре. Поэтому, вообще странно, почему снято так мало экранизаций.
Но вернемся к первому фильму. Выпущен он был в 1985 году, значит, начинали снимать еще 1983-1984 годах. До перестройки! Именно поэтому эта картина выглядит более аутентичной и ближе к оригиналу.
Главную роль - следователя Рябинина, играет Андрей Толубеев. И перед нами думающий интеллигент, тонкий психолог, настоящий профессионал своего дела. Ему противостоит авантюристка Рукояткина в исполнении прелестной Елены Поповой.
И дуэт этот, я скажу вам, прекрасен! И фильм получился очень глубокий - здесь важна не только детективная фабула (хотя она интересна!). Здесь поднимаются вечные вопросы. Вопросы нравственности и морали. И финал открыт - придет ли Рукояткина с повинной, или нет?
"Криминальный талант" 1988 года получился совсем другим. Потому что его снимали в разгар перестройки, когда все - а особенно творческая интеллигенция - вдруг ринулись истерично опровергать и разоблачать. Все, всех и вся!
И фильм этот получился таким вот плакатно-истеричным. Акценты сместились, и нам уже показывают типичную перестроечно-чернушную жесть. Где преступница - воровка и мошенница, вроде как в своем праве и вообще молодец!
Здесь Рукояткина не умная девица (какую играла Попова ), а наглая хамоватая баба в исполнении Александры Захаровой. И весь фильм держится на ее харизме. Второй главный герой - следователь Рябинин в исполнении Жаркова - какой-то тухлый полудурок . Он даже не герой, а так. На фоне!
Ему хамит собственная дочь-подросток. Делает это на ровном месте, при этом трясет требует при этом какую-то баснословную сумму на джинсы. Дочке хочется надавать ремнем, но Рябинин тушуется и суёт деньги. Это задает общий тон дальнейшему повествованию.
Рябинин побаивается Рукояткину, и в конечно итоге она обводит его вокруг пальца. Никакого открытого финала. Никаких нравственных терзаний. Никакой морали!
Преступница смывается с наглой ухмылочкой в ночи.
Занавес!