Найти тему
Лучше на автобусе

Звёзды городских проспектов, или немного транспортной истории...

Оглавление

Чебоксары - столица Чувашской Республики, крупный город с 550-летней историей в Европейской части России . На сегодняшний день это красивый, современный, динамично развивающийся город с населением в пол миллиона человек и площадью 260 квадратных километров.

Очевидно, что ни один крупный город не обходится без системы общественного транспорта. Чебоксары, разумеется, - не исключение. В нашем городе представлены троллейбусы, автобусы и маршрутные такси (куда уж там без них:D). Однажды мне захотелось сделать подробный обзор сети общественного транспорта Чебоксар, и начнется он этой статьёй... Поехали!

Центр города (залив). Фото из Интернета
Центр города (залив). Фото из Интернета

Итак, начнем с троллейбусов...

История чебоксарского троллейбуса берет своё начало 7 ноября 1964 года, когда был открыт троллейбусный маршрут №1 "Ж/Д Вокзал - Красная Площадь", на котором работали машины ЗиУ-5. Маршрут обслуживало депо №1, расположенное рядом с железнодорожным вокзалом. В 1976 году было построено и открыто троллейбусное депо на Южном поселке, а в 1984 - в Северо-Западном микрорайоне на самой окраине города.

ЗиУ-5 на улице Карла Маркса, 60-е годы. Фото с сайта https://transphoto.org
ЗиУ-5 на улице Карла Маркса, 60-е годы. Фото с сайта https://transphoto.org

За 55 лет предприятие превратилось в одну из лучших троллейбусных систем России, обойдя в рейтинге даже Москву. На сегодняшний день в Чебоксарах действуют 18 троллейбусных маршрутов (один из которых междугородний), протяженность контактной сети превышает 165 километров, а парк предприятия насчитывает более 270 машин различных марок:

  • ЗиУ-682 (ну, это классика любого российского города😉)
  • АКСМ-101
  • МТРЗ-6223
  • ВЗТМ-5284
  • БТЗ-5276-04
  • БТЗ-52761Р
  • ВМЗ-5298
  • БТЗ-52768Р
  • Тролза-5265.08 "Мегаполис"
  • УТТЗ-6241-10-02 "Горожанин"

(о каждой из этих моделей я расскажу подробно в следующих статьях)

23 марта 2019 года в Чебоксарах началась эпоха электробусов - открылся первый троллейбусный маршрут на автономном ходу (№10 Ж/Д Возкал - микрорайон "Садовый"), обслуживаемый троллейбусами Тролза "Мегаполис", которые способны проезжать до 30 километров без контактной сети благодаря аккумуляторам (это называется электробус с динамической подзарядкой). В ближайшем будущем этот маршрут будет продлен до поселка Альгешево, заменив тем самым автобус №2 (стоит отметить, что на данный момент уже два автобусных маршрута полностью замещены троллейбусными).

К 550-летию города был введён единый стиль окраски общественного транспорта: все чебоксарские автобусы белого цвета; троллейбусы без автономного хода имеют белый "низ" и голубой "верх", а с автономным ходом наоборот - голубой "низ" и белый "верх". Смотрится вполне прилично (особенно если вспомнить что наконец-то троллейбусы больше не являются рекламными щитами на колесах), и, на мой взгляд, в городе должен быть единый стиль транспорта.

Чебоксары - один из немногих городов России, где троллейбусное движение не сокращают, а наоборот развивают (более 60% пассажиропотока приходится именно на троллейбусы). В июне 2019 года была открыта линия в микрорайон "Новый Город", а в январе 2020 запущен второй в России (!) междугородний троллейбусный маршрут №100 "Чебоксары - Новочебоксарск", обслуживаемый троллейбусами УТТЗ "Горожанин", также имеющими возможность движения на автономном ходу. В перспективе "сотка" заменит автобус 101-с, но произойдет это лишь после поступления дополнительных единиц техники (а это, увы, не раньше лета 2020 года).

...а теперь об автобусах и маршрутках

Прежде всего стоит отметить, что официально в Чебоксарах маршрутных такси нет (газелистов-нелегалов, ездящих по бывшему 49 считать разумеется не будем👎), есть только автобусы большого, среднего и малого класса (последние, как вы поняли, в народе и называются маршрутками).

До 1 декабря 2018 года городская автобусная сеть состояла из 42 маршрутов. Лишь 17 из них обслуживались автобусами среднего и большого класса, но после закрытия Чувашавтотранса (а именно это предприятие обслуживало те 17 маршрутов) 20 июля 2018 года количество "фордо-фиатов" (как я их обычно называю😁) заметно возросло.

С 20 июля по 1 декабря 2018 года Чебоксары жили без автобусов, а количество маршруток (с учётом новочебоксарских) на улицах города достигало 600-700 единиц!

1 декабря 2018 года началась транспортная реформа. Для кого-то (например для меня) она стала событием, которого с нетерпением ждут, а для кого-то - самым страшным кошмаром в истории. 16 маршрутов были полностью закрыты, еще 14 изменили свои схемы. На 10 маршрутов были выпущены 77 больших автобусов ЛиАЗ-5292.67, принадлежавших компании "Питер Авто". Они были главным символом транспортной реформы, на них возлагались большие надежды, однако в силу кхм.. скажем мягко "крайней недальновидности" определенных лиц из администрации города, эти автобусы, увы, покинули Чебоксары спустя 4 месяца работы :(

Со временем автобусы стали закупать и местные перевозчики. Так, 19 января 2019 автобусы МАЗ-206 появились на маршруте №32, 25 января - на маршруте №52, а 22 февраля - на маршруте №42. Подобные обновления происходили периодически и продолжаются по сей день (вот буквально неделю назад был объявлен конкурс аж на 11 маршрутов, а это значит в скором времени стоит ожидать очередную партию новой техники😋), но перечислять каждое из них будет не очень интересно, поэтому заниматься этим я не стану;) скажу лишь, что если всё пойдет по плану, то после окончания транспортной реформы количество маршруток в городе не будет превышать 70-80 единиц.

Всего в Чебоксарах представлено 5 моделей автобусов:

  • МАЗ-206.068
  • Lotos-206
  • Lotos-105
  • Volgabus-5270.G2
  • Volgabus-5270.GH

а также отмечу модели, которые можно было встретить на улицах города ещё в недалеком прошлом, но сегодня их уже нет на линии:

  • ЛиАЗ-5256
  • ЛиАЗ-5292
  • ПАЗ-3204
  • ПАЗ-3203

О каждой из этих машин, также как и о троллейбусах, я подробно расскажу в следующих статьях.

ЛиАЗ-5256.53 на проспекте Ленина, май 2018 года. Фото с сайта http://fotobus.msk.ru
ЛиАЗ-5256.53 на проспекте Ленина, май 2018 года. Фото с сайта http://fotobus.msk.ru

Всем хорошего дня, и до новых встреч:))