Если коротко, то всем, кто связан с бизнесом. Вопрос в эффективности вложений времени\сил\средств в это направление.
Я не буду долго и уныло доказывать важность владения полной и достоверной информацией для лиц, принимающих решения. Это и так всем ясно, а кто не согласен — сам себе злобный буратина. Более того, даже международный стандарт качества ISO 9001:2015 в 4-м разделе требует «осуществлять мониторинг и анализ информации о внешних и внутренних факторах среды», иными словами — регулярно смотреть по сторонам и не зевать. Но сколько на это выделять времени в день? в неделю? в месяц?
Тут нет и не может быть единого ответа для всех. «Столько, сколько необходимо конкретно в вашем случае» — максимум, что можно посоветовать «усредненному» руководителю. Ну а если углубиться…
В первую очередь, бюджет ресурсов на сбор и анализ информации зависит от размеров бизнеса и широты его интересов. Каждая крупная корпорация имеет внутри себя целые департаменты по разведке (скромно называемые «информационно-аналитические центры» или «отделы стратегических исследований»). А вот маленький магазин даже отдельного человека в штате себе позволить не сможет.
Во-вторых, разведка — это процесс, и если на предприятии не внедрено системное управление, не структурированы бизнес-процессы и не отлажено целеполагание, то разведка будет носить скорее разовый, тактический характер (из серии «пробей человека или фирму»). Регулярно поступающие данные об активности конкурентов можно будет передавать руководству, но они останутся на уровне «принять к сведению»).
В-третьих, стоимость разведки сильно зависит от ее важности, глубины и задач. Простые данные для проверки контрагента собрать можно быстро и дешево, а вот если нужно найти мошенника или сбежавшего заемщика\поставщика — на это может потребоваться значительное время. Тут будет и расширенный арсенал применяемых средств и сервисов, и глубокий анализ всех доступных сведений по человеку и его окружению, и даже нередко своя оперативная игра (т.е. социальная инженерия). Само собой, стоимость такой операции будет на порядок выше разовой справки по фирме или человеку.
P.S. Тут можно еще порассуждать на тему плюсов\минусов аутсорсинга разведки или наделения своих сотрудников этой веселой функцией, но пожалуй это тема для отдельной статьи. Однако, поделюсь уже написанным блоком по этому поводу:
Кому точно не нужен аутсорсинг коммерческой разведки:
— Стартапам, которые вынуждены экономить каждую копейку своего бюджета. Функции разведи придется брать на себя кому-то из основателей;
— Компаниям, которые не внедрили системный маркетинг как процесс (каждое решение принимается по принципу «а давайте!»). Потенциал разведки в этом случае не будет реализован полностью, часть сведений будет просто некому применить;
— Всем, кто верит и ждет волшебную палочку, которая изменит\спасет его бизнес. Разведка лишь открывает множество путей, но идти по ним придется самостоятельно.