Найти в Дзене
Закониус

Предприниматели будут знать причины блокировки счетов

Оглавление

Банки должны будут сообщать, почему заблокирован счет.

Блокировка расчетного счета — страшный сон любого предпринимателя. И если бы еще знать, почему именно счет оказался заблокирован и что можно сделать, чтобы снять блокировку — но нет, банки в настоящее время не обязаны разъяснять владельцам счетов причину блокировки.

И вот на днях Центробанк пошел предпринимателям навстречу и порекомендовал кредитным организациям раскрывать причину приостановки транзакций. Что именно и когда начнут сообщать, рассмотрим ниже.

По решению налогового органа

Одними из самых частых причин приостановки операций по расчетным счетам являются:

· возникновение долгов по налогам;

· нарушение федерального законодательства в области содействия преступности (так называемый «антиотмывочный» закон).

В первом случае блокировка производится на основании требования Федеральной налоговой службы в отношении налогоплательщика, имеющего задолженность по налоговым платежам. Банк, получив требование, производит блокировку немедленно, в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса. При этом обязанность уведомить налогоплательщика о том, что операции по его счету будут приостановлены, ложатся на саму налоговую службу, которая направляет копию решения о блокировке счета должнику.

Во втором же случае закон позволяет банкам блокировать счета по своему усмотрению без того, чтобы озвучивать причину как клиенту, так и Центробанку. Если какая-то операция или какие-то операции вызвали сомнение, банк просто блокирует счет, сообщает об этом клиенту — и его обязанности этим исчерпываются.

В размещенной на официальном сайте Центробанка РФ информации от 27 декабря 2019 года, опубликованной с учетом Методических рекомендаций от 24 декабря 2019 года МР-29, содержится рекомендация банкам незамедлительно уведомлять клиентов о причине блокировки счета в случае, если блокировка осуществляется по решению налогового органа, несмотря на то, что клиент банка и так получит эту информацию от налоговой службы.

Предложено это в связи с тем, что клиент получает информацию от ФНС позже, чем произошла блокировка (так как банки получают копию решения в электронном виде, а должники — в бумажном), и в связи с этим между банками и клиентами формируются напряженные отношения и недоверие.

По антиотмывочному закону

А вот с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ не все так просто.

Минфин еще в прошлом году указывал на то, что блокировка счетов по предусмотренным в нем основаниям не всегда бывает правомерной, и под удар попадают вполне добросовестные клиенты. В 2019 году Министерство финансов попыталось обязать банки и в этом случае раскрывать причины блокировки, внеся в правительство законопроект, но столкнулось с критикой со стороны самих банков, которые посчитали, что если им придется раскрывать причины отказов, это понизит эффективность работы и повысит риск вовлечения самих банков в преступную деятельность. В итоге проект отправился на доработку, где пока и находится.

© Закониус, 2020 г.
Читайте также: разборы разных правовых ситуаций на нашем сайте.