В России этот, всем знакомый до боли день, называют «днем жестянщика», когда выпадает первый снег, наступают морозы, и те, кто еще не успел переодеть летнюю резину, неминуемо сталкиваются с серьезными трудностями на дорогах. Конечно же, все мы знаем о невероятном скоплении машин в мастерских шиномонтажа в первые дни заморозков и снега, когда на Россию надвигаются сезонные холода. И если мне не изменяет память, автомобилисты переодевают шины уже в октябре. Помню также, как с университетским приятелем, на его первой «девятке», нас кружило на льду, как беспомощных муравьев, из-за его, непереобутой вовремя резины, от аварии спасло лишь чудо, когда рядом не оказалось других машин. Как обстоят с этим дела у европейских автомобилистов Германии, мы поговорили с веселым, приятным и дружелюбным автоэкспертом из Ганновера - Робертом, любезно поделившимся с читателями моего блога своим богатым опытом.
**
- Роберт, как и когда в Германии обычно происходит смена резины на зимнюю, перед грядущими холодами?
- Делюсь здесь своим опытом, как водитель. В Европе не существует точных дат замены резины, каждый водитель должен сам решать, когда ему это делать. Но если его поймают в гололед на летней резине, то ему явно грозят проблемы, отталкиваюсь от своего опыта. Дело в том, что машина становится в условиях гололеда и на летней резине – полностью неуправляемой, на зимней, если у водителя нет опыта – тоже такое вполне возможно, но менее вероятно. Но, все-таки, большая вероятность того, что водитель вытащит ее, особенно великана авто с задним приводом оси. Скажем так, Жигули и все советские модели автомобилей имели задний привод – этакий итальянский вариант 80-х годов. Такие марки машин проще «вытаскивать» в момент заноса, поворачивая руль в сторону оного. А вот на автомобиле с передним приводом колес, если уж ты влетел, и машину несет на встречную полосу или в кювет, подобные маневры бесполезны. У нас, в Германии, имеются нормативы нормальной летней резины, это - минимум 3.5 мм, около 4 мм, а зимняя резина, по официальным меркам, имеет толщину около 6 мм. И когда здесь наступают реальные холода, гололедица, не раз благодаришь себя, что успел вовремя «переобуться». Особенно часто непогода и заснеженные дороги настигают автомобилистов в сельской местности, в городе вероятность ниже, и если шина подведет, можно легко улететь в сторону на своем железном коне. Одним словом, водители очень зависят от колес.
- Гаишники Германии могут остановить машину и специально проверить ее шины?
- Нет, специально этот момент у нас никто не проверяет, но если что-то произойдет, будет проведена экспертиза, в ходе которой правда выплывет наружу. Еще одна особенность, отличающая германских автомобилистов от российских. (смеется*) На наших балконах не хранят резину, за эту услугу автофирмы по ремонту и «бортировке» резины здесь берут определенную сумму и держат ваши зимние или летние колеса у себя на специальных складах. В Германии также крайне важны балансировка и разнос схождения колес. Если этого нет, при аварийных инцидентах, даже новая резина не поможет. На автобане, даже такие пустяки, как отсутствие нормального протектора и «разсбалансировка» колес, способны привести к авариям с массой машин и с десятками пострадавших.
- Правила здесь одинаковы и для восточной, и для западной Европы?
- Для восточной Европы установлены более мягкие правила, но с протектором, тоньше 0.4 мм, туда тоже лучше не приезжать, полиция вполне может вас остановить, болезненно реагируя на иностранные номера. Больше всего меня поражает то, что очень многие водители - местные и транзитные, проезжающие нас – игнорируют все эти вещи, гололедицу, дождь, не «переобувают» шины, летят мимо нас с безумной скоростью, представляя гигантскую угрозу для себя и окружающих. Уверен, что даже новая, дорогая машина нуждается в хорошем водителе, что уж говорить о старых, «непереобутых», видавших виды, моделях.
- Чем бы вы хотели завершить наш разговор?
- Если вас поймали зимой в Германии на летней резине, вам неминуемо грозит штраф, его неуплата в дальнейшем может привести к лишению прав. Раньше у нас считали, что замена резины приходится на конкретный период, с 1 декабря по конец февраля. Сегодня, такой жесткой регламентации в Германии уже нет, и это всех сильно расслабило. Как водитель со стажем, советую учитывать невероятную переменчивость европейской погоды и не игнорировать смену зимних и летних шин, дабы спасти жизнь себе и окружающим.