16 января
После почти двух лет торговых баталий, сотрясавших рынки по всему миру, США и Китай в среду подписали торговое соглашение первой фазы, которое позволит инвесторам передохнуть от напряженности, связанной с войной пошлин. Это хорошая новость, но большинство стратегов и инвесторов испытывают по ее поводу гораздо меньше энтузиазма, нежели администрация США, где подписанное соглашение поспешили назвать "эпохальным" и "кардинально меняющим" мировую торговлю.
В рамках долгожданной сделки, о согласовании которой впервые было объявлено в декабре, Китай согласился в последующие два года увеличить закупки американских товаров и услуг примерно на 200 млрд долларов США. Соглашение предполагает покупку Китаем промышленной продукции примерно на 78 млрд долларов, а сельскохозяйственной – на 32 млрд долларов больше, чем в 2017 году.
Китай также согласился усилить защиту интеллектуальной собственности, расширить доступ к сектору финансовых услуг и отменить ограничения на иностранное владение. Кроме того, Пекин обязался ужесточить уголовное наказание за кражу коммерческих секретов и принял ряд условий, направленных на предотвращение принуждения американских компаний к передаче своих технологий китайским предприятиям.
В ответ США согласились понизить пошлины на китайский импорт стоимостью 120 млрд долларов США до 7,5% и не вводить новых пошлин на товары из Китая. При этом пошлины на товары стоимостью 360 млрд долларов продолжают действовать в рамках механизма обеспечения исполнения договорных обязательств, а многие из наиболее острых вопросов, лежащих в основе американо-китайского конфликта и требующих решения для выравнивания конкурентных условий, были отложены на переговоры второй фазы.
Стратег-аналитик Allianz Global Investors Мона Махаджан полагает, что сделка окажет позитивное влияние на уверенность и расходы компаний. "Ситуация слегка улучшилась, - говорит она. – Дальнейшего понижения пошлин в ближайшее время может и не произойти, но повышены они тоже вряд ли будут". Условия работы корпораций в 2020 году будут стабильнее, отмечает Махаджан.
Стратег-аналитик Nuveen Боб Долл считает, что сделка будет иметь "скромный позитивный эффект", отмечая при этом, что рынки уже учли ее потенциальные преимущества. "Сделка уводит вопросы торговли на задний план", - говорит он, добавляя, что она придаст компаниям достаточно уверенности, чтобы начать тратить средства на привлечение персонала и капвложения. "Это как перемирие, - поясняет Долл. – Они договорились по нескольким вопросом, а остальные отложили на потом".
США и Китай, вероятно, продолжат конфликтовать в технологической сфере, будь то с использованием экспортных ограничений (подобных тем, которые были введены в отношении Huawei Technologies), либо иных мер. Долл считает, что влияние таких конфликтов будет ограничиваться уровнем сектора или отдельных компаний, не создавая повышенных рисков для более широкого рынка, как это было с пошлинами. Теперь, когда вопросы торговли оказались на заднем плане, что же выйдет на передний? Долл полагает, что сезон отчетности.
Руководитель глобального подразделения по ценным бумагам PineBridge Investments Аник Сен говорит, что сделка положила начало процессу деэскалации в торговых отношениях США и Китая, который будет оказывать позитивное влияние на настроение рынка.
Сен считает, что делать прогнозы на более долгосрочную перспективу инвесторам будет непросто. Он отмечает, что ключевую роль будет играть позиция Китая. "Если Китай решит действовать согласованно с США, то возможности для роста мировой экономки могут быть колоссальными, - поясняет Сен. – В этом контексте сделку первой фазы можно рассматривать как первую веху на пути к глобальному процветанию".
Инвестиционного стратега Matthews Asia Энди Ротмана беспокоят два момента. "Целевые параметры по закупкам, определенные для Китая, представляются нереалистично высокими, - говорит он. – Это может обречь сделку на провал и привести к введению дополнительных пошлин или даже полномасштабной торговой войне".
Ротман также обращает внимание на заявление торгового представителя США Роберта Лайтхайзера, который признал в четверг, что "сделка будет работать, если Китай захочет, чтобы она работала". Ротман не уверен, что китайское правительство "захочет, чтобы сделка работала", если администрация Трампа будет продолжать проводить конфронтационную политику практически по всем вопросам взаимных отношений, помимо самой сделки.
Марк Уильямс, главный экономист Capital Economics, написал в аналитической записке для клиентов, что сомневается в способности Китая за два года увеличить закупки на 200 млрд долларов, особенно в контексте целевых параметров, установленных для закупок по секторам. Увеличение импорта автомобилей, например, повредит китайским производителям, которые уже и так страдают из-за замедления продаж.
При этом Уильямс отмечает, что достижение этих целей может оказаться не столь важным. "Полагаю, что, если Китай будет размещать хоть какие-то крупные заказы, то в ближайшие несколько месяцев США будут довольны", - пишет он. Уильямс предупреждает, что, хотя этап войны пошлин при условии выполнения сторонами своих обязательств по сделке может завершиться, отношения между США и Китаем уже не будет прежними. Пошлины будут оставаться высокими, а принципиальные проблемы американо-китайских взаимоотношений - нерешенными.
Что касается экономики, то понижение сентябрьского транша пошлин в рамках сделки первой фазы может добавить к ВВП Китая 0,1 процентного пункта.
Экономист TS Lombard Рори Грин говорит, что Китай всегда готов был идти на уступки в вопросах дефицита внешней торговли, интеллектуальной собственности и валютного курса, которые являются основными компонентами заключенной сделки.
СМИ Китая характеризуют ее как "эквивалентную", обращая внимание на ожидаемый приток в страну иностранного капитала. "Китайские ценные бумаги будут расти по мере улучшения настроений в партийных кругах и широких слоях населения, стабилизации экономики и проявления результатов принятых мер стимулирования," - отмечает он.
Copyright (c) 2004 Dow Jones & Company, Inc.