В одном из жилых домов Даниловского района спрятался музей. Алая вывеска "Галерея на Шаболовке" маячит на подъезде среди низеньких кирпичных домов Хавско-Шаболовского жилмассива. Здесь проходят временные выставки, а еще есть постоянная экспозиция
Постоянная экспозиция это Музей Авангарда. Он занимает всего один небольшой зал, но экскурсия по нему длится целый час.
Когда-то давно район Шаболовки был окраиной Москвы. До революции люди здесь жили в деревянных бараках. Все изменилось, когда построили легендарную Шуховскую радиобашню. Она была одновременно и полезным объектом (обеспечить радиосвязью всю Москву) и символом эстетики нового времени. Легкая, воздушная, напоминающая плетеную корзинку или новогоднюю елку она стала воплощением идей конструктивизма — нового течения в архитектуре, когда для украшения объекта не нужны дополнительные элементы. Красота в самой конструкции.
Башня стала символом новой эпохи 1920-х годов, обновленной страны. Поэтому жилой район вокруг нее решили застроить соответствующим образом. Деревянные бараки снесли, а на их месте стали активно строить кирпичные дома. Восхитительным инженерным решением тогда казались дома-коммуны.
Это дома-утопии, воплощения социалистических идей. Общежития коридорного типа, с комнатками в 6 квадратных метров на одного человека (семейные —12 метров). В комнатах только кровати и необходимая мебель. Предполагалось, что в них человек только спит. Утром он принимает душ в санитарном корпусе, потом в общей гардеробной забирает свою одежду и личные вещи. Ест в общей столовой, свободное время проводит в библиотеке, спортивном зале или на собрании. Все это находится в пределах одного дома-коммуны и по факту, жителям необходимо было покидать это жилище только для похода на работу. Больше никуда можно было не ходить: все уже есть здесь.
Разумеется, такая жизнь, где у всех все общее и все живут в абсолютно равных условиях, оказалась невозможной. В крохотные комнаты люди привозили свою мебель, свои кухонные полки, утюги, чайники, стулья и прочую утварь, оставшуюся еще с дореволюционных времен. В музее есть отдельный стенд с находками старинных вещей.
Довольно удивительно, что удалось найти так много, ведь дома-коммуны до сих пор стоят, в них по-прежнему заселяются и выселяются люди. Новые жильцы часто избавляются от вещей прошлых хозяев. Работники музея рассказали, что однажды они нашли на одной из районных помоек толстый фотоальбом. Он довольно хорошо сохранился. В нем показана жизнь одной семьи в 30-е годы. Отец, мать, дочка. Поездки летом на Кавказ, занятия спортом, семейные посиделки. На последних страницах — фронтовые снимки. Улыбчивые молодые мужчины в шинелях и кителях, дата —1940 год. Имя владельца альбома так и не удалось узнать.
Музей Авангарда рассказывает одновременно и об архитектуре конструктивизма и о быте людей, живущих в 1920-е годы. В зале можно послушать интервью людей, живших в советское время в районе Шаболовки. Например, одна из жительниц рассказывает, что слышимость в домах-коммунах очень хорошая, а у нее был соседом оперный певец. И им с мужем это даже нравилось: каждое утро просыпаться под звуки арий — редкое удовольствие!
К сожалению, в 1930-е годы политическая позиция изменилась и конструктивизм стал больше не нужен. На смену простоте, удобству и функциональности в зданиях пришли масштабность и помпезность, провозглашающие мощь Советского Союза. Даниловский район остался памятником архитектуры прошлого и той жизни, когда в идеалы социализма еще искренне верили.
Спать, есть и мыться по расписанию. Дом-коммуна: советская жилая антиутопия
Самый страшный экспонат Тимирязевского музея
Как музей Цветаевой обвинил Первый канал во лжи