Поезд от Калининграда до Москвы всегда идет через Минск. Только так и никак иначе. Из крупных городов есть еще Вильнюс и Смоленск. Всё остальное мелочь. В Минске я неоднократно выходил на перрон перекурить. Чаще всего это происходило ночью. Со временем эти перекуры превратились в ритуал. Важна даже не сама сигарета, а ощущение наличия самого себя в Минске. Я разглядывал этот город на чужих фотографиях. Читал в интернете о его непростой истории и вот этим летом наконец-то добрался.
Первое чем мне запомнилась столица братской республики это зубр, играющий в хоккей. Выходишь из вокзала, а тут такая прелесть. Однако вернемся на время в вокзал. Первое здание было построено еще в конце 19 века. Затем деревяшки снесли и возвели каменное строение. К 30-ым годам расширили и тут случилась Великая Отечественная. Собственно из-за войны современный Минск выглядит так, как он выглядит. Вокзал же после войны реанимировали, но в лихие 90-е решили переделать. Правда СССР к тому времени закончился и лишь только к декабрю двухтысячного года, столица Белоруссии наконец-то обзавелась нормальным вокзалом.
Честно скажу, мне понравился новый вокзал, даже несмотря на раннее утро. И тут надо отдать должное обменным пунктам валют. Так вышло, что в Калининграде мы не успели совершить обмен и поехали в Беларусь с рублями.
Выйдя из вокзала, турист увидит примерно вот такую картину. Наверное, ворота города в виде зданий с шестой фотографии одно из самых известных мест Минска. Архитекторы подошли к этому месту с толком и расстановкой. Минск это Санкт-Петербург Сталина. Есть еще Волгоград, но там я пока не был и как понимаю ансамбль застройки менее помпезный и насыщенный, чем в Минске. Хотя что бы судить надо ехать и смотреть.
Возле вокзала мы сели в такси, которое вызвали по телефону. Это кстати еще один из несомненных плюсов Минска. Возле транспортной артерии нет хаотичного скопления «бомбил». Соответственно и нет кружка граждан непонятно чем занимающихся. Ведь такси это налоги, а когда какой-то дядя вешает себе «шашечки» на машину и не понятно как, куда и кого возит, ничего хорошего не будет.
В общем, поехали мы от вокзала к Площади Победы, где нас ждали наши друзья приехавшие днем ранее в Минск из Москвы.
А вот и дом где мы жили. Стерильные подъезды, никаких сотен беспощадных объявлений и полное отсутствие бессмысленных граффити. Сразу оговорюсь, иногда мне нравятся граффити, но в разумных пределах и вменяемых местах. Когда подъезд исписан корявыми буквами, то в этом нет ничего хорошего. Отдельная тема это продуктовые магазины. Я, честно говоря, даже растерялся когда зашел внутрь. Словно вернулся лет на 20 назад. При том, что сам вырос далеко не в мегаполисе. Дерзкие продавщицы и скромный ассортимент какой-то дикий пережиток прошлого. И при этом хватает в Минске и классических магазинов самообслуживания. Словно кто-то решил смешать коктейль из разных эпох.
Все мы слышали слово «совок». Как-то так вышло, что это слово принято отожествлять с чем-то негативным. Особенно это касается архитектуры. Но Минск на мой взгляд олицетворение того как должен выглядеть город. Скромно, но чисто. Не аляповатых реклам, нет безумного количества зданий из стекла и бетона и нет хаоса в застройке. Всё аккуратно и удобно. Примерно такие ощущения были у меня в первые часы нахождения в городе.
Район Площади Победы начал формироваться в 30-х годах 20-го века. Два полукруглых здания с восьмой фотографии именно тогда и начали строить. Но закончены они были лишь после Великой Отечественной Войны. К 50-м годам сформировался и остальной ансамбль. А в 1954 году была установлена стела в честь победы. Площадь интересная и уникальна тем, что под стелой расположена станция метро и продолжение мемориала. Но об этом я расскажу в отдельном посте.
Среди симметричной застройки выделяется деревянное здание дома-музея первого съезда РСДРП. Дом не оригинальный, а восстановленный в 1948 году. Как я понимаю, оригинал пострадал в войну.
А за ним открывается река Свислочь. Основная водная артерия Минска.
Вдоль реки тянется улица Коммунистическая. Естественно застроенная разными сталинками.
Памятник погибшим при исполнении служебного и воинского долга.
И снова сталинская застройка.
На одном из фото какое-то военное учреждение. У меня древний фотоаппарат. То есть пока он успевает сфокусироваться, меня однозначно замечает часовой или охранник. Да я никогда и не скрываюсь. Никто ко мне не подошел и не сказал, что я снимаю закрытый объект. Никто не забрал меня в КГБ и не пытал в застенках. Даже странно. Откуда мифы о зверином тоталитаризме в Белоруссии? Сдается мне оттуда же откуда и бредни про кровавого тирана Путина. Оппозиция наших стран кормится с одной руки. Впрочем, сегодня не будем о политике, а лучше вообще остановимся. Бывавшие в Минске знают и без меня, что за здание на нижеидущем фото, а другим я обязательно расскажу об этом в следующем посте.