Великий итальянский композитор Джузеппе Верди, начиная свою музыкальную деятельность, сказал, что будет писать только оперы. И слово, данное себе, он почти сдержал. За всю свою жизнь он написал 26 опер, многие из которых являются подлинными жемчужинами оперной музыки и исполняются по сей день.
Правда, Верди так же написал струнный квартет e-moll, 1873; «Libera Me» к Реквиему (Messa da Requiem), 1874, памяти Джоаккино Россини и четыре духовные пьесы (Quattro Pezzi Sacri), 1892.
Но сегодня мы вспомним его знаменитую оперу «Риголетто», написанную им после «ухода на покой», последовавшей за женитьбой на певице Джузеппине Стреппони. Джузеппина прекратила выступления, и Верди, следуя примеру Джоаккино Россини, решил закончить карьеру вместе с женой. Он был состоятелен, знаменит и влюблён. Но именно Джузеппина убедила своего мужа продолжить творчество и именно благодаря этой женщине, её постоянной поддержке Верди написал свои лучшие произведения, возвеличившие его до уровня гения и которыми мы наслаждаемся по сей день.
Либретто оперы было написано по пьесе Виктора Гюго «Король забавляется», запрещенной цензурой, как подрывающей авторитет короля. И поэтому либреттист Франческо Мария Пьяве заменил короля на некоего герцога, а безобразного шута Трибуле – на Риголетто. Первое исполнение оперы состоялось 11 марта 1851 года в театре «Ла Фениче», в Венеции и имела оглушительный успех.
Но был один единственный момент, который едва не испортил этот триумф.
Репетиции шли полным ходом. Оркестр прилежно разучивал партитуру, солисты впевали партии, хористы и массовка назубок заучивали положенные им реплики.
Но директор театра, дирижер и солист, исполнитель роли Герцога Рафаэле Мирате пребывали в недоумении – все уже готово, но в третьем действии, самом волнующем и сильном по накалу, когда Риголетто торжествует над мешком, в котором якобы лежит тело убитого герцога, а на самом деле там его умирающая дочь, в этом сильнейшем драматическом финале, полном чувств и накала страстей в партитуре отсутствуют ноты – нет арии Герцога. На задаваемые вопросы Верди лишь отмахивался и утверждал, что все будет в свое время.
И вот репетиции закончены. Премьера.. Зал полон зрителей, а музыканты в ожидании. Но в конце концов Моцарт дописал увертюру к своей гениальной опере «Дон Жуан» утром перед премьерой и ничего – имел успех, успокаивали себя директор, дирижер и исполнители главных партий. А здесь всего лишь какая-то ария. Так, песенка.. Может её и не будет вовсе. Наконец появляется композитор, раздает ноты музыкантам и строго-настрого запрещает открывать их до начала спектакля.
Звучит увертюра. Спектакль начался.. Первое действие. Второе.. И наконец третье.. Отец торжествует над мешком в котором, как он думает лежит тело похотливого соблазнителя его дочери..
И тут звучат первые аккорды.. Они простые и незатейливые, но музыка сразу западает в душу и из-за сцены доносится торжествующая песенка Герцога. Именно та, ноты которой композитор раздал перед самым началом и эта ария с первых же слов подхвачена публикой..
Сердце красавиц
Склонно к измене
И к перемене,
Как ветер мая.
Клятвами страстными
Сердце взволнует,
Этими же губками
Лжёт и целует.
Можно браниться,
Можно сердиться
Но не влюбиться
Всё же нельзя.
Если Вам милая
Не изменила,
Значит, бесспорно,
Изменит скоро.
Ласки их любим мы,
Хотя они ложны.
Жить невозможно
Без наслаждения.
Пусть же смеются,
Пусть увлекают, но изменяю
Сам раньше я.
Публика в зале неистовствовала, аплодируя гениальной музыке композитора, его таланту и страсти. А песенку Герцога на следующий день распевала вся Венеция. А потом подхватил и весь мир.
Именно поэтому, что бы не сорвать премьеру оперы и не заслонить мнимым успехом одной арии трагизм всего произведения, Верди не давал ноты музыкантам и певцу до самой последней минуты..
Великий Рихард Вагнер, всю жизнь недолюбливавший Джузеппе Верди, а тот платил ему той же монетой, прослушав Реквием Верди, этот великий немец, всегда красноречивый, всегда щедрый на (нелестные) комментарии по отношению ко многим другим композиторам, только и сказал: «Лучше ничего не говорить».
И это самая лучшая похвала, которую можно только желать.
Нравится - ставим лайк. Не нравится - критикуем. Не молчите - высказывайте свое мнение.