Циркон пока на вооружение не принят. Его принятие ожидается в 2023 г. Кинжал находится в опытной эксплуатации. Сколько лет продлится эта опытная эксплуатация, неизвестно. Авангард на дежурство заступил, но можно ли планирующий крылатый блок баллистической ракеты считать гиперзвуковым?
В энциклопедии «Космонавтика», изданной под редакцией академика В.П.Глушко, статья о гиперзвуке применительно к космическим летательным аппаратам, отсутствует, так как звук в открытом космосе не распространяется и измерить его скорость невозможно. Применяются термины 1-я, 2-я и 3- космические скорости. Эта энциклопедия и сегодня является самой авторитетной среди фундаментальных изданий.
Отмечается, что в качестве двигателя гиперзвукового ЛА (крылатой ракеты) можно рассматривать только ГПВРД. Все остальные проекты пока крайне ненадежны и до поступления на вооружение им очень далеко. Разработкой сверхзвуковых и гиперзвуковых двигателей для КР в нашей стране занимались два конструктора – М.М.Бондарюк и И.Б.Леванов. Все сегодняшние ГПВРД всех самых современных КР созданы на основе двигателей этих двух конструкторов.
Теперь о баллистических ракетах. Первая отечественная ракета с гиперзвуковой боеголовкой была принята на вооружение около 70 лет назад, в 1951 г. Это была баллистическая ракета С.П.Королева Р-2. Ее боеголовка при входе в атмосферу впервые достигла гиперзвуковой скорости 2 км в секунду. В 1957 г. была проведены успешные испытательные пуски МБР С.П.Королева Р-7. Боевой блок достиг скорости 6,6 км/с или около 24 000 км/час. С тех пор все МБР, включая «Тополь» и «Ярс», имеют боевые блоки, входящие в атмосферу на гиперзвуке.
С гиперзвуковой скоростью летали также ББ ракет средней дальности «Пионер», Р-12, Р-14 и оперативно-тактическая ракета «Темп-С». Все морские баллистические ракеты, начиная с Р-13 (4К50) также оснащены гиперзвуковыми блоками.
В 1967 году была принята на вооружение зенитная ракета 5В28 П.Д.Грушина для ЗРК С-200 «Ангара». Ракета имела маршевую скорость 4М. Атакуя самолет противника, ракета набирает большую высоту полета, пикирует и достигает скорости 6,5М.
В 1974 г. в МКБ «Радуга» под руководством А.Я.Березняка была разработана авиационная ракета «воздух-поверхность» Х-22М. Ракета имела крейсерскую скорость полета 4М, а при снижении достигала скорости 5М. В 1975 г. в МКБ «Радуга» для самолета Су-100 была разработана ПКР Х-45, имевшая скорость полета 5-7М. В 1980 г. была принята на вооружение разработанная в МКБ «Радуга» аэробаллистическая гиперзвуковая ракета Х-15, которая имеет скорость полета в атмосфере 5М. Сегодня в качестве авиационной аэробаллистической используется ракета «Кинжал».
Более 40 лет назад, в 1979 г. на Балхашском полигоне был осуществлен первый успешный пуск противоракеты ПРС-1 (53Т6). Это – чистейший гиперзвуковой летательный аппарат. Весь полет противоракеты ПРС-1 проходит в атмосфере на скорости 5,5М. С 1984 г. противоракета находится в составе системы А-135.
К слову сказать, противоракеты А-350 (5В61) и А-925 (51Т6) также являются гиперзвуковыми ЛА, однако только часть их полета проходила в атмосфере, а часть полета – в космосе.
Я привел лишь краткий перечень гиперзвуковых ракет, создаваемых в нашей стране вот уже более 70 лет. Общий перечень ракет и проектов гораздо больше.