Послание президента Федеральному собранию запомнится надолго. Оно закончилось роспуском правительства, а также, по словам Алексея Кудрина, стало «самым дорогим». Речь идёт о мерах социальной поддержки, которые предложил президент: выплаты детям до 7 лет, маткапитал уже за первого ребёнка и увеличение маткапитала за второго. Казалось бы — радость, людям дают деньги. Вот только вопрос — откуда возьмутся средства на реализацию программ?
Сколько надо денег?
Алексей Кудрин оценил расходы на все экономические меры, которые озвучил президент, в 400 — 500 млрд рублей. Это примерно 0,4 −0,5% ВВП дополнительных ресурсов из бюджета.
Антон Силуанов называет примерно такие же цифры 400 — 450 млрд рублей в текущем году, а в последующие ещё больше.
В своей речи президент упомянул, что для реализации мер потребуются «серьёзные ресурсы». В связи с этим поручил правительству и Федеральному собранию скорректировать бюджет. Татьяна Голикова, курирующая в правительстве вопросы поддержки семей с детьми, отчиталась, что необходимые средства есть и в федеральном бюджете, и в бюджете регионов.
400−500 млрд — это много или мало?
Эту сумму невозможно представить в пачках денег, монетах или товарах, которые можно купить. Чтобы понять много это или мало, надо только сравнивать.
- профицит бюджета за 2019 год — один триллион. Это деньги, которые так и не потратили на нацпроекты;
- Алексей Кудрин посчитал, что в год на взятки уходит около триллиона рублей;
- депутат «Единой России» предположил, что если обложить домохозяек налогами, то можно получить в бюджет один триллион рублей.
Общий бюджет страны на 2020 год — 20 триллионов рублей. Получается, что в государственных масштабах эта сумма хоть и значительная, но не огромная.
Где взять?
Антон Силуанов, отвечая на вопрос где взять эти деньги, говорит так:
В первую очередь за счёт определения приоритетов тех расходов, которые уже есть. Есть предложения, за счёт чего внутри текущего года найти соответствующие средства
Экономисты строят свои предположения и видят два пути пополнения бюджета: увеличивать налоги или развивать экономику.
Первый уже был реализован, когда понадобились средства на реализацию нацпроектов. Минфин радовался, подсчитывая прибыль от увеличения НДС. Однако у людей эти меры не вызвали энтузиазма. У бизнеса возникло желание уйти в тень, но налоговая ужесточила политику и делает это по сей день. Дальнейшее давление приведёт к стагнации в экономике.
Второй путь — развитие производства и рост экономики. Новый премьер-министр дал понять, что он этим займётся. Средства от нацпроектов пойдут на развитие промышленности, а члены правительства будут нести личную ответственность за выполнение проектов. Власти придётся выстраивать тесные и доверительные отношения между субъектами, губернаторами и бизнесом. Были упомянуты также реформы в контрольно-надзорной деятельности.
Не надо забывать и о взаимосвязях между политикой, обществом и экономикой. Меры социальной поддержки, предложенные президентом, должны дать людям дополнительные средства, которые пойдут в экономику и ещё больше поддержат производство.
Есть мнение, что новые социальные программы и отставка правительства взаимосвязаны. Поручения президента и нацпроекты не были выполнены, а это вопрос развития экономики и доверия народа. Путин просто ускорил процесс ухода.