Найти тему
Владимир Блощицын

Что вас ждет, если купите готовый бизнес?

Оглавление

При виде объявлений о продаже готового бизнеса у многих назревает естественный вопрос – зачем его продают и есть ли какие-то перспективы в его приобретении? Если бизнес идет хорошо и приносит его хозяину прибыль, то какой смысл его продавать?

Чаще всего люди продают свой бизнес, чтобы вернуть свои вложения или решить какие-либо финансовые проблемы. На вопрос о причине продажи бизнеса должен ответить его владелец.

Для сокрытия проблем, от многих хозяев можно услышать такие отмазки типа «надоело», «не хочу», «нет времени им заниматься» или «продаю в связи с переездом». Сейчас можно нанять управляющего для контроля бизнеса и отслеживать все, что происходит с вашим предприятием из любой точки мира.

Конечно, действительно может произойти такая ситуация, когда собственник сильно нуждается в деньгах, возможно, это связано с какими-либо сложностями в семье. Даже в таком случае, дело приносящее прибыль никто не будет продавать за копейки – в стоимость включат не только активы, но и потенциальный доход.

В ситуации, если готовый бизнес предлагают приобрести за сомнительно низкую цену, то можно с уверенностью заявить, что за этим пытаются скрыть какие-либо негативные моменты. Все сомневаются, при покупке готового бизнеса, ведь если собственник ничего не пытается скрыть, то он не будет отвечать на вопросы сомнительными фразами, а скажет сразу все по сути дела.

Цена готового бизнеса

Как не просчитаться, оценивая бизнес? Ведь каждый обладатель предприятия будет пытаться реализовать свою собственность как можно дороже.

Чтобы не обещал вам собственник, бизнес необходимо оценить. Для этого нужно воспользоваться услугами независимого оценщика.

Оценка бизнеса

Способы оценки бизнеса:

  • Доходный способ – он основывается на том, какой доход можно получить от бизнеса;
  • Затратный способ – необходим, чтобы рассчитать количество вложений для открытия такого же дела;
  • Сравнительный способ оценки бизнеса нужен для учета конкуренции на определенном рынке.

Помимо материальных активов, собственник может прибавить к стоимости такой не материальный актив, как гудвилл. Дать оценку ему достаточно сложно. Гудвилл – это репутация предприятия, она включает в себя его популярность, связи, профессионализм работников и доверие клиентов и партнеров.

Клиентская база и наличие договоров с контрагентами тоже продаваемый актив бизнеса. Эти сведения необходимо проверить, они действительно повышают готовую цену бизнеса. В цену бизнеса также включается и последующая прибыль от него, например, рассчитывается прибыль на год после покупки предприятия. Но последней отчетности тоже не всегда стоит доверять.

-2

На что надо обратить внимание:

Необходимо изучить статистику доходов за период в последние несколько лет, их рост и падения. Узнать, насколько востребован товар, либо услуга данного бизнеса среди потребителей. Учесть возможную конкуренцию, ведь она сможет отнять большую часть дохода.

Есть много рисков, связанных с выкупом готового бизнеса: потеря актуальности, доверия клиентов или ухудшение обслуживания. Главное в бизнесе востребованность, например, магазин продуктов или салон красоты постоянно будут популярны среди населения. Это зависит от цикла потребления – там он короткий. А если взять мебельный салон или бытовую электронику, то покупатель, посетив эти места, может удовлетворить свои потребности на десяток лет вперед. Если идея, на которой построен бизнес, приносит прибыль, новые конкуренты будут появляться постоянно.

Проверка бизнеса на чистоту

Прежде чем решиться на покупку бизнеса, нужно проверить чист ли он. Ведь может случиться так, что купленный бизнес окажется участником судебных тяжб, выявится неуплата налогов, предприятие является ненадежным партнером или нечестным работодателем.

Необходимо учесть также организационно-правовую форму главы предприятия, так как бизнес ИП не получится приобрести как общее имущество. Всё имущество ИП будет продаваться отдельно: оборудование, изделия, сырье и остальное.

-3

Самостоятельная проверка

Чтобы самостоятельно проанализировать бизнес перед его покупкой, нужно проработать перечень пунктов:

  • обратиться в сервис ФНС за выпиской о собственнике бизнеса;
  • разведать, в каких разбирательствах принимал участие владелец бизнеса через картотеку дел арбитража;
  • выяснить, не банкрот ли предприятие;
  • разузнать, нет ли исполнительного производства, либо о публичных торгах имущества хозяина;
  • Попросить у продавца налоговую, бухгалтерскую и управленческую отчетность;
  • рассмотреть договоры о поставках, продажах, трудоустройстве персонала;
  • узнать о договоре аренды, на какой срок он заключен и можно ли его продлить.

Самостоятельное изучение предприятия - это хорошо, но все же стоит обратиться за проверкой бизнеса к опытным специалистам. Юридическая услуга, которую они оказывают, называется due diligence. Цена ее - 3-5 % от суммы сделки. Таким образом, вы будете знать не только о нынешних проблемах предприятия, но и уточните те, что могут появиться в будущем.

Понравилась публикация? Подпишитесь на канал, ставьте лайк и делитесь ею с друзьями в социальных сетях!