Необычные по форме кружки в виде головы начали производить на фарфоровых заводах Российской империи еще в 19 веке. Это время наивысшего расцвета фарфоровой промышленности России, когда продукцию выпускали не только государственные, но и масса частных заводов. К 1880 году фарфор и фаянс производили 54 завода в разных губерниях. Производство фарфора и фаянса входило в ТОР-10 промышленных производств России наряду с ткацким, красильным, писчебумажным, кожевенным, стеклянным, чугунолитейным производством, машиностроением и рельсостроением.
В условиях высокой конкуренции, каждый завод боролся за своего покупателя, предлагая что-то необычное и оригинальное. Возможно, кружки в виде головы как раз можно отнести к одной из новаторских идей в производстве посуды того времени.
В 1878 году исполнилось 25 лет со дня Синопского сражения, произошедшего у черноморского побережья Турции близ гавани города Синоп. Русская эскадра под командованием адмирала П. С. Нахимова за несколько часов разгромила турецкую эскадру. Также в 1878 году Россия вышла победителем в Русско-турецкой войне, в результате которой балканским славянам была предоставлена независимость от Османской империи.
Конечно, такие исторические успехи России не могли не отразиться на фарфоровых изделиях — появились кружки в виде головы турка и турчанки, с крышками и без. Позднее, в первые советские годы, скульптор Ленинградского фарфорового завода Наталья Данько вновь обращается к этой идее и создает серию кружек-голов: кружки «Чай», «Молоко» и «Славянка», сахарница «Сахар-Медович», масленка «Широкая масленица», горчичница «Старуха».