Вот привычная нам всем картина. Адам, Ева, змей-искуситель.
А вот - непонятная картина. Адам, Ева и кто- то ещё.
И здесь - кто-то третий, женского рода, с хвостиком.
И здесь, с хвостиком.
И здесь их трое.
Пора уже всё объяснить.
Это Лилит, прекрасная Лилит, первая жена Адама, первая из женщин, взбунтовавшихся на Земле против мужской власти.
Потребовавшая равноправия, и , в конечном итоге, сбежавшая от Адама.
Бог не смог вернуть ему его первую жену, но взамен дал вторую, скромную и послушную Еву.
Только Адам не мог забыть ту, первую.
И после изгнания из рая, свалив всю вину на Еву, хотя, возможно, что именно Лилит сыграла роль змея-искусителя, он снова вернулся к первой жене, где прожил 130 лет ( возможно, лунных месяцев), и нарожал вместе с ней кучу детей.
Они населили мир духами, похожими на людей, но более могущественными, чем люди.
И только после этого вернулся к Еве.
Загадочный образ Лилит волновал многих поэтов и художников :
Ты не знаешь сказанья о деве Лилит,
С кем был счастлив в раю первозданном Адам,
Но ты все ж из немногих, чье сердце болит По душе окрыленной и вольным садам.
У Лилит — недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут:
А у Евы — и дети, и стадо овец,
В огороде картофель, и в доме уют.
( Н.Гумилёв).
У женщины адамовой Лилит
(Колдунью эту он любил до Евы)
На языке – змеиные напевы,
А волос первым золотом блестит.
Юна, хоть потемнел земной гранит,
Сидит она задумчиво, и все вы
Любуетесь на сети мнимой девы,
Но сердце, тело, жизнь она пленит.
Лилит, не всех уловит ли густая
Вязь роз и маков, томный запах свой
С дурманом сна и лаской губ сплетая?
Юнца ты манишь, взгляд его живой
Пустеет, бедный никнет головой
И сердце жмёт удавка золотая.
( Данте Габриэль Россети.
Перевод Вланеса.
Владислава Некляева.)
Первым заговорил о Лилит Гёте в "Фаусте", в главе " Вальпургиева ночь" :
Мефистофель
Стремится кверху весь водоворот:
Ты думаешь, что сам толкать умеешь, Глядишь — тебя ж толкают все вперед.
Фауст
Кто это там?
Мефистофель
Знать хочешь, кто она?
Всмотрись: Лилит.
Фауст
Кто?
Мефистофель
Первая жена Адама. Берегись косы ее касаться:
Коса — ее единственный убор.
Кого она коснется, тот с тех пор
Прикован к ней, не может с ней расстаться.
Весь туалет ее из кос.
Остерегись ее волос :
Она не одного подростка
Сгубила этою прической.
(Б. Пастернак).
Что же всё-таки известно о ней ? Вот краткая справка :
Лили́т (ивр. לִילִית) — демоница в еврейской мифологии. В каббалистической теории — первая жена Адама.
Лилит упоминается в Талмуде; как первая жена Адама, описывается в Алфавите Бен-Сира (700—1000 годы н. э.) и каббалистической Книге Зогар.
Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злой демоницей, убивающей младенцев.
Итак. У Адама было две жены, причем Ева была второй.
Встречается это утверждение во многих средневековых апокрифических, то есть не признанных официальной церковью, произведениях, а также в более ранних древнееврейских текстах.
Однако в Библии все- таки можно найти упоминание имени Лилит. В одном из переводов оно означает ночную птицу, в другом трактуется как одно из демонических имен.
Но , скорее всего, это имя происходит от древнееврейского слова “лайла” — ночь.
Причину ее падения и превращения из человека в демоницу можно понять из апокрифического текста, относящегося ко временам раннего Средневековья. Согласно нему, Лилит была создана не Богом, а его вечным противником — Сатаной.
Сатана создал Лилит на горе людям в облике прекрасном и соблазнительном, однако душой она была подобна своему создателю.
И с тех пор на земле стало жить два типа людей: злые и жестокие были детьми Лилит, а добрые и милосердные — детьми Евы.
В этом же тексте утверждается, будто Каин убил не родного своего брата, а сводного, так как Авель был сыном Евы, а Каин — сыном Лилит.
Древний автор апокрифа явно пытался таким образом решить сложнейшую философскую проблему — природу добра и зла в людях.
Что ж, гонения на Лилит в патриархальном обществе вполне понятны. О равноправии мужчин и женщин в древние времена и Средние века не было и речи.
Возникнув в демонологии Древнего Востока, в ассирийских, вавилонских, шумерских мифах, Лилит стала центральным женским образом иудейской демонологии.
Её имя попало в священные и легендарные книги евреев: Талмуд, Аггаду, Каббалу, позднее — в Библию и средневековые предания.
В них Лилит предстает образом загадочным и страшным, наделенным демоническими чарами.
Имя её восходит к именам трех шумерских демонов: Лилу, Лили, Лилиту.
В Талмуде она демон ночи с женским лицом, длинными чёрными волосами и крыльями.
В предании она первая жена Адама, тоже сотворённая из глины, хотевшая во всем быть равной ему.
Не убедив его в этом, она после спора улетела от него.
Но над Красным морем её настигли три ангела, посланные Богом, чтобы вернуть беглянку. Она не подчинилась их приказу, избрав путь соблазнительницы мужчин, врага рожениц, особенно зачатых в грехе детей.
Ангелы смогли лишь взять с неё клятву, что она не войдёт в дом, где будут они или их имена. Так появились заговоры и амулеты от зла, приносимого ею. И в то же время рекомендация для мужчин не ночевать в пустом доме, чтобы избегнуть злых и агрессивных чар Лилит.
Её также часто отождествляют с "вавилонской блудницей".
Так в фильме Поланского " Девятые врата" был создан инфернальный образ соблазнительницы женой режиссёра актрисой Эммануэль Сенье.
Что сказать? Наше общество всё ещё патриархально. А мужчины склонны демонизировать женщину, тем более прекрасную.
По мнению некоторых, Лилит до сих пор живёт в пещере у Красного моря.
Ну а вопрос о том, чьим созданием была предшественница Евы, остаётся открытым.
Все фото взяты из открытых источников.