Найти тему
Моллы.Ру

Как и где питаются россияне? Лидеры фаст-фуда заняли больше половины рынка

Оглавление

30 лет прошло с момента, когда McDonald's триумфально открыл свой первый в России ресторан в центре Москвы. И вот сегодня аналитики констатируют, что предприятия fast food заняли больше половины (51%) всего рынка общественного питания в стране.

Лидерами на протяжении многих лет остаются McDonald's, доля которого превышает 25% всего фаст-фуда, а также Burger King и KFC, у каждого из которых больше 15%. Из российских предприятий незначительную конкуренцию им составляет только «Теремок», который в последнее время ругают за то, что он «слишком дорогой».

Доходы россиян падают - выручка фаст-фуда растет

Бургер + смузи
Бургер + смузи

Почему все больше россиян переходит от нормальной здоровой еды к уличному фаст-фуду, в то время как на других рынках потребители стремятся исключать вредные продукты из своего каждодневного рациона? Эксперты винят в этом не растущие реальные доходы населения. Еще одним важным фактором, особенно в больших городах, считается возрастающий ритм жизни, когда для клиентов ресторанов становится важным максимально быстрое время обслуживания. Например, в McDonald's в России среднее время ожидания заказа оценивается всего в 3 минуты.

Только цифры - и ничего лишнего

Если верить данным последнего исследования, охватившего крупнейшие города России, то за прошедший год число посещений заведений фаст-фуда увеличилось в России на 17%, традиционных ресторанов - сократилось на 11%, кофеен - выросло на 5%. Сегодня доля fast food на российском рынке питания достигла рекордных 51%, в то время как у ресторанов осталось лишь 23%, у кофеен - 7%, у столовых - 8%, а у всех остальных форматов - 13%. При этом весь рынок в стране за год вырос примерно на 5%.

Таким образом, «Макдоналдс», КФС и «Бургер Кинг» оттягивают все больше клиентов. Если взглянуть на аналитику последних лет, получается, что популярность fast food концепций растет в России уже шесть лет подряд - примерно столько же снижаются реальные доходы россиян. Хотя последние два года мы почти каждую неделю слышим об открытии фуд-маркетов и фуд-холлов, со средним чеком более 1000 рублей они доступны не многим. Оперируя огромными инвестициями, гиганты фаст-фуда тем временем улучшают сервис и качество продуктов, лишь незначительно повышая цены. Как следствие, потребитель реагирует положительно. И доходы главных поставщиков бургеров растут, а продажи в ресторанах - падают.

Меню из Бургер Кинга
Меню из Бургер Кинга

Где еще питаются россияне вне дома?

Одновременно в России продолжает расти популярность кофеен и особенно формата "кофе с собой". По подсчетам аналитиков, число посещений кафе растет из года в год, а импульсивные покупки кофе на улице входят в привычку россиян. Так же быстро растет и сегмент доставки еды из ресторанов домой. Все большее число россиян предпочитает не готовить, что отражается в росте продаж сервисов Delivery Club и «Яндекс.Еда». Ожидается, что спрос на доставку еды в крупных городах России будет расти в ближайшие пять лет. Самыми популярными блюдами, по традиции, остаются пицца, суши и роллы.

Крафтовый бургер. Фото из сети
Крафтовый бургер. Фото из сети

Ранее было подсчитано, что средний чек при заказе еды через интернет в России впервые сравнялся со счетом с ресторанах и составил 1250 рублей. Для сравнения, в крупнейших заведениях фаст-фуда пообедать можно за куда меньшую сумму: в McDonald's и KFC - около 280 рублей, в «Бургер Кинге» - около 250 рублей. Российские «Крошка-Картошка» и «Теремок» оказываются дороже - около 350 рублей, в ресторанах домашней кухни «Му-Му» - 450 рублей. А в сетевых пиццериях самых популярных брендов средний чек оценивается в сумму от 600 до 900 рублей.

Не стоит забывать и о том, что знаменитый «Индекс Биг Мака», рассчитываемый как соотношение стоимости бургера к средним доходам населения, в России с годами остается одним из самых низких в мире. Минимальные цены на свою продукцию держат и основные конкуренты McDonald's. Получается, что россияне, вынужденные голосовать рублем, в сегодняшней ситуации почти не имеют выбора? А потому, при необходимости быстрого перекуса вне дома, выбирают кого-то из "большой тройки".