Найти тему
Remont1969

6.5. Ижорские броневики. Часть 5. 1-я автомобильная пулеметная рота. Пушечные Маннесман-Мулаг. 1915.

Бронированный грузовик «Маннесманн-Мулаг» с 37-мм автоматической пушкой готовится к бою. 1916 год (ЦГМСИР).
Бронированный грузовик «Маннесманн-Мулаг» с 37-мм автоматической пушкой готовится к бою. 1916 год (ЦГМСИР).

Бронеавтомобиль на шасси Mannesmann-Mulag.

Изготовитель: Ижорский завод.

Страна: Россия

Шасси: Mannesmann-Mulag L56 38/42 PS

Год производства: 1915

Кол-во выпущенных: 2

Масса: 5,7 тн

Экипаж: 5

Вооружение: 1х7,62-мм станковый пулемет системы Максима + 37-мм автоматическая пушка Максима-Норденфельда

Бронирование: 4 - 5 мм

Двигатель: 42 л.с.

Где увидеть:

Шасси грузовика Mannesmann-Mulag Саксония, Дрезден, Militärhistorisches Museum der Bundeswehr

37-мм автоматическая пушка Максима-Норденфельда: Россия, Санкт-Петербург, Вое́нно-истори́ческий музе́й артилле́рии, инжене́рных войск и войск свя́зи

Реплика: Санкт-Петербург, Исторический клуб «1-я автопулеметная рота»

-2

По итогам боевого применения вариант бронированного пушечного бронеавтомобиля с 47-мм морской пушкой Гочкиса на шасси 5-ти тонного Маннесман-Мулаг был признан неудачным. Основные претензии были к пушке и шасси, сама же концепция пушечной бронированной платформы рассматривалась как удачная и в начале 1915 года в 1-ю автопулеметную роту поступило 4-ре новых машины - два на шасси опять же Маннесманн-Мулаг и два на шасси Паккард, но уже измененных в соответствии с требованиями военных.

-3

Шасси 5-ти тонного Маннесман-Мулаг показало себя как плохоуправляемое и неманевренное. Две последующие машины строились Ижорским заводом на базе 3-х тонной машины Mannesmann-Mulag L56 с двигателем мощностью 42 л.с. Это шасси оказалось более приспособленным для бронирования, было более сбаллансированным по своим техническим параметрам и показало лучшую маневренность и мобильность. Бронекорпус так же был изменен в сторону упрощения - полностью убрано пулеметное вооружение: лобовые и бортовые амбразуры. Штатный пулемет имелся, но применять его планировалось просто через открытые люки отделения управления или поверх бортов боевого отделения. Соответственно бронирование было упрощено, наклонными остались только лобовые листы. От очень сходных по бронированию, построенных по одному проекту, бронеавтомобилей на шасси Паккард машины на шасси Маннесманн-Мулаг отличалиь только прямыми листами бронирования "бронекузова" и небольшим укрепляющими косынками в передней части боевого отделения.

-4

Самым существенным было применения на броневиках серии 1915 года 37-мм автоматических пушек Максима-Норденфельда, которые на флоте получили никнэйм "Пом-Пом". Пушка устанавливалась в боевом отделении за щи­том на специальной тумбе с вертлюгом. Наведение по вертикали производилось с помощью секторного (грубая наводка) и винтового (точная наводка) механизмов, а по горизонтали - с помощью приклада. Ма­ксимальный угол вертикального наведения составлял +80°. Пушку принципиально можно было применять и как зенитную. Питание - ленточное. Боекомплект составлял 1200 (24 лен­ты) 37-мм патронов массой каждого такого патрона составляла 0,503 кг.

-5

37-мм автоматическая пушка Максима-Норденфельда в Музее Артиллерии С-Пб.. Фото: http://alternathistory.com/yurij-pasholok-ot-teplohoda-an-k-ms-1/
37-мм автоматическая пушка Максима-Норденфельда в Музее Артиллерии С-Пб.. Фото: http://alternathistory.com/yurij-pasholok-ot-teplohoda-an-k-ms-1/

В 2017 году реплику броневика «Маннесман-Мулаг» построили в петербургском историческом клубе «1-я автопулеметная рота». В реплике скрестили сразу три машины - бронекорпус от Маннесманн-Мулага 1915 года, вооружение от машины 1914 года и плоские борта по типу бронеавтомобиля Паккард.

Фото с военно-исторического фестиваля "Гумбинненское сражение" 2017 года
Фото с военно-исторического фестиваля "Гумбинненское сражение" 2017 года

В целом пушечные броневики Ижорского завода построенные по проекту 1914 года получились удачными, хотя и имели достаточно минусов, Созданные "на коленке", они тем не менее прослужили всю войну и были потеряны, когда страна уже развалилась. Огневая мощь броневика вполне соответствовала требованиям первых лет Великой войны, хотя фугасные гранаты 47-мм орудия были слабоваты против укреплений, автоматические 37-мм орудия Норденфельда решили и проблему фугасного действия и плотности огня. Учитывая тактику применения, при которой броневики выдвигались в бой задним ходом расположение пулеметов было неудачным не в первом варианте с амбразурами, когда они вообще не могли стрелять в заднюю полусферу, ни в новом, когда стрелять из пулемёта можно было только «с борта», при этом пулемётчик подвергал себя серьезной опасности. Бронирование было слабым, и неполным, хотя схема бронирования делала отличным обзор и маневр огнем, и обеспечивала естественную вентиляцию боевого отделения.

Шасси Mannesmann-Mulag  в музее Дрездена (Militärhistorisches Museum der Bundeswehr)
Шасси Mannesmann-Mulag в музее Дрездена (Militärhistorisches Museum der Bundeswehr)

Источники:

фотографии на RC-forum.ru в основном взяты у участников: @slava и @alekse, не только имеющих фотографии, но и отлично ориентирующиеся в технике эпохи 1-й мировой

А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов СВО Отечественные бронеавтомобили 1905 - 1941 - М.: ООО «Издательство «Цейхгауз»., 2007.

Коломиец М.В. Русские броневики в бою. Бронечасти Первой Мировой / Максим Коло- миец. – М.: Стратегия КМ : Яуза : Эксмо, 2013. – 176 с.: ил. – (Война и мы. Танковая коллекция).

Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и броне-поезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008.

http://www.gruzovikpress.ru/article/14995-avtomobilnoe-proshloe-kontserna-mannesmann/