На реке Пинега издавна были деревни, но не было дорог. Добирались на лодке, в советское время там активно строили дороги, но деревень без дорожного сообщения осталось тоже немало по сегодняшний день. Мы прокатились и удивились красоте и необычности этих дорог.
Путь на Пинежье проходит по тайге. Еще недавно туда не было постоянной дороги, только железнодорожная ветка и зимник. Потом соединили технологические дороги для вывозки леса, кое-где отсыпали и сейчас трасса выглядит вот так.
Местами только в одну калитку и на том спасибо, ведь некоторые участки с болотами внедорожники преодолевали когда-то более суток. А речи про то, что проедет легковушка, вообще не было.
Сейчас можно проехать, но трясет так, что с регулярными поездками останетесь без подвески. Как только отдалитесь от Архангельска, то можно сразу забыть про хорошие дороги и асфальт. Только жесткий грейдер и ничего более.
Была раньше проблема с переправами через реки. Новый мост строить – дорого, да и народу там мало живет. Потому пустили паромы, еще по низкой воде летом наводят понтонные мосты.
В часть деревень до сих пор можно попасть только на лодке. Так как основная дорога идет по другому берегу, а на той стороне дорог между деревнями совсем нет, либо они в ужасном состоянии. Выглядит это как деревня среди тайги и лугов, как будто остров.
Впрочем, часто и по земле дороги между деревнями очень плохие. Если трассу еще как-то поддерживают, то местные дороги просто отвратительны. Рассчитываешь приехать в одно время, а приезжаешь часа на 2-3 позже.
Дорога идет в полях и это единственный путь в деревню. Либо опять-таки по воде. На дворе 21 век, а у нас в деревне до сих пор 19 век. В общем-то, это даже хорошо.
Ямы, грязь и колеи. Хорошо, что мы поехали на Mitsubishi Pajero Sport. Без внедорожника уже никак. А были бы еще дожди, то, пожалуй, и на нем, не во все места проедешь.
Тем удивительнее, встретить новые мосты где-то в лесу между деревнями, в которых уже мало кто живет.
Не раз приходится переправляться в деревни на паромах. Забавно, что некоторые работают по расписанию, а некоторые по количеству машин. Приехало 2-3, тогда перевезут, за одной не поедут.
Основная дорога по деревням Пинеги выглядит вот так. После дождей вообще тяжело проехать. Вместо 1.5 часов едут все пять. Нам сказали, что повезло: перед вами просохло немного. Пусть и так, мы то приехали, уехали, а вот местным жителям приходиться ездить постоянно и регулярно ремонтировать подвеску из-за этих ужасных дорог.
В следующий раз расскажу, как живет райцентр Пинежья и какие там дороги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Самые свежие фото и то, что не попало в блог смотрите в Instagram @di_artphoto и ищите skazkatravel в Telegram.
Еще из путешествий на Русский Север:
Съездил в Онежские деревни, увидел живое наследие СССР.
Съездили в глубинку Русского Севера и удивились старинным деревням.
Колесный пароход Гоголь - таких почти не осталось. 109 лет и до сих пор в строю