И зачем они это делают?
Со второй частью вопроса все достаточно ясно. Издательство - это частный бизнес, который идет по пути простейшего и максимально возможного получения прибыли. Каким оно, точнее его руководство этот путь представляют, так оно и движется. А как оно это делает, объяснить можно двумя противоречивыми на первый взгляд тезисами.
Во-первых, печатают слишком много книг.
Во-вторых, печатают слишком мало книг.
Непонятно? Давайте разберемся подробнее. При том факте, что совокупные и средние тиражи книг падают год от года, общее число их наименований почти не уменьшается. Издательства пытаются быть всеядны, причем, как мне кажется всеядность издателей в разы превышает книгоусвояемость читателей.
Книги для женщин, книги для мужчин, книги для молодых мам, книги для домохозяек, иронический детектив, авантюрный детектив, остросюжетный детектив... Как любителю детективов, очень хочется понять, где же полка с хорошими детективами, но увы, такой полочки нет. В остальных жанрах примерно то же самое, такое многообразие выдуманных подвидов литературного творчества, что непонятно, как выбрать просто хорошую книгу.
А ведь когда-то выбирали именно книги, не жанры. Ценилось то, КАКАЯ КНИГА, а не то, О ЧЕМ КНИГА. В каком жанре писал, к примеру, великий Булгаков? Да у него чего только не было, при том, что он написал не так уж и много. И фантастика и мистика и "социальная проза", комедии.
В наше время автор почти обречен писать в одном и том же жанре, потому что издательства печатают не книги, как таковые, издательства печатают серии. Вы попали в серию мистическое порно? Радуйтесь, всем другим вообще везде отказали. Вам надоело порно? Хотите писать о том как бабочки порхают под кронами вечно зеленых тропических деревьев, временами садясь отдохнуть на еще не обглоданные шакалами тела участников затерянной экспедиции? Хотите дальше. Даже, если вы напишите гениально, серия про джунгли планируется к запуску еще не скоро. Нужны еще шестнадцать похожих книг.
Издательства печатают много. Очень много плохих, просто ужасных книг, заполняя ими рынок и рынок, не в силах переварить все это убожество, год от года сокращается.
При этом, с учетом высокой степени монополизации российского книжного рынка, очень легко сократить общее число наименований, провести более качественный отбор и, благодаря этому увеличить тиражи остальных авторов. Тогда писатель, имея в 2-3 раза больший тираж получит и соответственно больший гонорар, у него будет стимул писать еще и еще, а пока многие талантливые люди забрасывают творчество, так как не могут прокормить семью.
Издательства печатают много. Много иностранных авторов. Хорошо ли это? Замечательно, когда речь идет про образовательную литературу, так себе, когда мы говорим о беллетристике. Вернемся к моим любимым детективам. Сколько иностранных авторов издано в последние годы? Сотни! итальянцы, французы, шведы, норвежцы, исландцы, да кого только нет. И у каждого на обложке стоит: "мировой бестселлер". Интересно, сколько наших детективщиков издается в Италии или Скандинавии? Неужели, наши авторы не так талантливы?
Государство, пусть со скрипом, с воровством и чудниной поддерживает отечественный кинематограф. Жаль, что эта поддержка не распространяется на отечественную литературу.
Издательства печают мало, очень мало хороших книг. Если жанровая книга не может продаться тиражом хотя бы 10 тыс экземпляров, зачем ее издавать? зачем занимать место на полке? но чтобы выходили такие книги надо ужесточить систему отбора, необходимо, чтобы издательства установили минимальную тиражную планку для художественной литературы на уровне 10 тыс экземпляров и тогда качество издаваемой продукции начнет расти очень быстро, вся шелуха отсеется сама собой. и тогда наш книжный рынок начнет расти.