В конце прошлого года отгремел-таки долгожданный сериал от Netflix «Ведьмак», основанный на литературном цикле Анджея Сапковского. Я нарочно не торопился с комментариями по этому поводу, чтобы как следует «переварить» материал, ознакомиться с суждениями зрителей и прояснить некоторые спорные моменты. Спустя почти месяц после премьеры картина более-менее прояснилась. Впрочем, кого я обманываю? Давайте разбираться вместе.
Перед создателями сериала изначально имелось несколько проблем, разрешить которые «миром» было решительно невозможно. Во-первых, это удовлетворение ожиданий максимального количества поклонников данной истории. Кто-то из них с детства зачитывался книгами пана Сапковского, другие с восторгом встречали очередную компьютерную игру от CD Projekt RED, а кто-то и вовсе узнал об охотнике на чудовищ из широкого сопутствующего контента, типа старенького польского сериала с Михалом Жебровским. Несмотря на единое начало, каждый источник рассказывал свою собственную историю, пересекаясь с другими только в ключевых моментах.
Во-вторых, современные тренды американского общества неизбежно проникли и в кинематограф. Толерантность, борьба за права меньшинств и максимальное сглаживание «острых углов» сегодня является обязательным требованием для создания крупного кино- и телепроекта – без этого ему гарантирован шквал критики и сомнительное будущее. Поэтому создатели нового «Ведьмака» вынуждены были делать свое дело с оглядкой на подобные обстоятельства. Зачастую – вопреки логике, здравому смыслу и атмосфере первоисточника.
И, наконец – главной проблемой, Дамокловым мечом нависшей над головами сотрудников Netflix стал невероятный успех другого проекта, который на протяжении десяти лет будоражил умы самой широкой аудитории – разумеется, речь идет о горячо любимой нами «Игре Престолов». «Догнать и перегнать» – весьма сомнительный слоган, однако у кинобоссов просто не осталось выбора – в борьбе за зрителя они были вынуждены максимально расширить собственные амбиции. И представить «Ведьмака» эдаким «убийцей» «Игры Престолов», хотя это две совершенно разные книги, не сопоставимые ни по идеям, ни по масштабу.
При этом сама история Анджея Сапковского выглядит не такой уж сложной для экранизации. Мир Ведьмака не настолько огромен, как вселенная Джорджа Мартина. Здесь меньше всего – событий, персонажей, сюжетных линий. «Ведьмак» не требует гигантских затрат на реквизит, создание оригинальных локаций или грандиозные батальные сцены, во всяком случае, если речь идет о начале саги. Два первых сборника рассказов – это вообще готовый сценарий для сериала, их можно экранизировать практически дословно (что, кстати, поляки в свое время и сделали). Если задача настолько проста, следовало ожидать, что даже со скромным бюджетом Netflix блестяще с ней справится.
И вот, наступил долгожданный момент премьеры. Проверенные временем фанаты и неискушенные зрители замерли у своих экранов и… Рецензии, которые посыпались в Сеть по завершении просмотра, были весьма разнообразны, от полнейшего восторга до глубокого разочарования. С одной стороны, это вполне логично – у всех разные вкусы. С другой – большинство сериалов все-таки имеют определенные показатели успешности/неудачи, с «Ведьмаком» ситуация долгое время не могла проясниться. Тогда-то я и решил присоединиться к просмотру. И сразу же понял суть противоречивости оценок – большинство зрителей просто не поняли того, что им показали. Как можно определиться с оценкой, если ты не понимаешь происходящего?
Кто бы ни был инициатором столь специфической подачи сценария, этот человек перехитрил самого себя. Невероятное хронологическое нагромождение из обрывков единой истории вызывает легкий шок и недоумение. Причем, как у знатоков первоисточника, так и у неискушенных зрителей. Первые пытаются сообразить, какой временной промежуток им показывают, запутанные эпизодами, которых в книгах попросту не было. Вторые вообще не понимают, о чем идет речь – слишком «рваный» ритм не позволяет проникнуться атмосферой размеренного повествования пана Анджея и порождает массу закономерных вопросов. К середине первого сезона задумка создателей начинает проясняться – они изначально разбили историю первых книг «Ведьмака» на три сюжетные линии, которые в процессе повествования должны будут красиво объединиться. Почему же сценаристы поступили именно так? Об этом в следующий раз.
Продолжение вы можете прочитать здесь.
Вам понравится:
ВЕДЬМАК: старая сказка на новый лад
ВЕДЬМАК. Мир Ведьмака: Вестерос в отражении
Мартин или Сапковский? Сравниваем «Игру Престолов» и «Ведьмака»
ВЕДЬМАК: немного о грядущей экранизации Netflix
ВЕДЬМАК. Геральт из Ривии: идеальный герой (1 часть)
Любой персонаж раскрывается гораздо интереснее с различных точек зрения. Поэтому подписывайтесь на наш канал и высказывайте собственное мнение в комментариях. А если статья вам понравилась – отблагодарите автора лайком!