Найти тему
Вверх по течению

ВЫСОЦКИЙ. 82. «...я брожу по Москве...» ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МИХАИЛА ШЕМЯКИНА

Гамлет в одноименном спектакле Ю. Любимова, из открытого источника
Гамлет в одноименном спектакле Ю. Любимова, из открытого источника

До 25 января осталось совсем немного. Уже 82 года со дня рождения поэта, а через полгода — 40 лет, как нет с нами. Годы летят, а мы все чаще вспоминаем Высоцкого, все больше книг и публикаций появляется.

Хотя доверять предпочитаю все же единичным изданиям. Приятелей было много, строчили статьи и набивались в друзья после смерти многие. И даже они, почти все, уже ушли в небытие.

По-настоящему друзьями, верными ему до конца, были Михаил Шемякин и Всеволод Абдулов.

В первую очередь потому, что только они пытались оградить его от пагубной страсти, не потакали,не доставали. В обоих был железный стержень характера, который очень ценил Высоцкий. Прямота и честность.

Всеволод Абдулов ушел вскоре, так и не успев написать воспоминаний.

С Всеволодом Абдуловым. Из открытого источника
С Всеволодом Абдуловым. Из открытого источника
 с Шемякиным. источник story.ru
с Шемякиным. источник story.ru

А Шемякин иногда радует нас интервью, книгами, иллюстрациями к песням. Ничего не приукрашивая, открывает портрет другого, неизвестного нам Высоцкого. Тихого, домашнего, задумчивого, интересующегося живописью и скульптурой. Конечно, и о пагубной страсти вспоминает, и все же...

Высоцкий был одиноким человеком. Публичным, известным, окруженным толпами поклонников, но одиноким. Редко кому он мог исповедаться до самой глубины души. Тем ценнее воспоминания Шемякина, где мы узнаем неизвестного нам Владимира Семеновича.

Из воспоминаний:

Для него самое любимое в жизни было - сидеть в тишине. Разбирать репродукции, марки... Он коллекционировал автографы великих писателей, великих людей... Перед его смертью я ему приготовил большой подарок - автографы гетмана Мазепы, потому что Володя очень любил Пушкина - и играл, кстати, арапа Петра Великого. Люди не понимают простого: для того, чтобы Володе создавать его вещи, ему нужно было быть абсолютно, предельно, четко трезвым - как хирургу, который делает операции на глазу: рука не имеет права дрогнуть - будет разрезан нерв - конец глазу. Володя выполнял эту операцию с блеском; когда Володя творил - он был трезв. Все его творчество - это творчество одного из трезвейших и самых печальных аналитиков земли русской. Не пьяница он, как он по песням кажется, не гуляка - нет! Володя Высоцкий - это человек, которого нужно понимать абсолютно по-другому. Мне выпало счастье познать его как человека, познакомиться с ним, узнать глубину его души, его чуткость, его боль.

Источник: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/vospominaniya/shemyakin-o-volode.htm

Благодаря ему сохранилась та уникальная подборка песен, известных, как "Записи Михаила Шемякина". Писали они их целенаправленно, на лучшем оборудовании, которое можно было установить дома у Михаила в Париже. Изначально было задумано, что песни нужно сохранить и систематизировать, чтобы не пропали многие уникальные записи.

-4

Высоцкий абсолютно осознавал в конце жизни свое значение и место в истории. Поэзия вытеснила театр, а были еще и планы поставить фильм самому.

Из воспоминаний М.Ш.:

Никогда не забуду - его вдруг совершенно, мгновенно протрезвевший взгляд и мрачные глаза, не радостные, по пьяни - мол, конечно, я - великий! Второй Наполеон! - и с такой тоской он сказал: "Знаю". То есть получилось так, будто я его спросил: "Ты знаешь, что ты несешь крест?" И вдруг этот человек - из пьяного такого, веселого русского бреда, мгновенно отрезвев, ответил мне: "Да, знаю".

Источник: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/vospominaniya/shemyakin-o-volode.htm

Тем болезненнее ощущались все выпады власти против него, бесконечные суды, запреты концертов, и, одновременно, включение его выступлений в культурную программу Олимпийской Москвы.

Постоянное желание власти приручить его, уже всемирно известного, держать на поводке, диктуя вектор выступлений на угодных власти мероприятиях, выбивало почву под ногами.

В знаменитой анкете на вопрос , чего бы ты хотел больше всего, Высоцкий ответил: "Чтобы помнили, чтобы везде пускали..."

А вот еще из воспоминаний Шемякина, после смерти друга:

Когда он ушел, мне стало пусто-пусто-пусто-пусто... трудно представить даже, как пусто. И сейчас я живу и всегда знаю: он ждет меня, но говорит: "Не твори глупостей, не уходи раньше времени! Поживи, поживи, поживи..."
Он приходил ко мне, сколько раз, после смерти... Пришел однажды - веселый-веселый-веселый, и говорит:
- Мишка, ты знаешь, я умер! Я говорю:
-Я знаю!.. (Так страшно!)
-.. Вообще, что ж ты?..
- Ой, Мишунь, ты даже не представляешь, как прекрасно! Ты знаешь, я брожу по Москве...
- Ну и что?
(Что мне - Москва?)
- Нет, я брожу по Москве - старинной! Это все фигня! Ты знаешь, вот я как будто с облаков слетаю, прихожу, открываются двери - кабак! Сидят мужики, и я - пою!.. Мишка, это такой кайф! Это грандиозно! Москва, Москва... И самое главное, я вхожу - и выхожу! - когда хочу. Я всегда - там, и меня - нет! Но мне так хорошо, в этой Москве...
Я проснулся - за Володьку - счастливый такой! Он приходил, я знаю, это истина. И говорит: " Я сижу - как на облаке, вхожу, играю... кабаки... И выхожу... И снова..."
Михаил Шемякин

Печатается по: Вагант 5(30)1992

Источник: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/vospominaniya/shemyakin-o-volode.htm

А ведь он действительно всегда с нами. Он вошел в наши души тогда, и остался там навеки, поэт, прорвавшийся в историю на столетия.

С днем рождения, Владимир Семенович!