Все мы знаем, что пираты — это лихие мореплаватели, искатели приключений, закапыватели кладов с целью их последующего выкопа, символы морской романтики, олицетворение доблести, отваги, благородства и безграничной свободы…
Настоящий пират конечно же бородат, одноглаз/одноног/однорук, с саблей на боку, в руке — бутылка рома, а на плече - грязно матерящийся попугай… Всё остальное нами не воспринимается. Вот поэтому все скопом идут смотреть очередных «Пиратов Карибского моря», играют в поиски пиратских кладов и балдеют от черного флага с черепом и костями.
Несложно догадаться, что настоящие пираты не имели ничего общего ни с гламурными голливудскими Джонидепами, ни с мультяшными Крюками, ни со смешными панками из группы Гротеск…
Немного истории пиратства
На самом деле пираты существовали на протяжении всей истории освоения человечеством мирового океана, но так как в нашей культуре особой популярностью пользуются пираты эпохи колонизации Америки, речь пойдет именно о них.
Пираты появляются тогда и там, когда и где начинает процветать морская торговля, а у государства не оказывается нужных средств и/или желания обеспечить безопасность. Таким районом начиная с первой половины XVII века оказались Карибское море и Мексиканский залив. Через некоторое время после открытия Америки в Новый Свет рвануло огромное количество людей в поисках выгоды и лучшей жизни, а в обратную сторону хлынул огромный поток дешевого серебра, золота и прочих картофелей с помидорами и табаком.
Так как основные конкуренты в колонизации Америки начали дележку новых земель между собой, а основные силы военных флотов были заняты войной друг с другом, то на охрану торговых судов средств уже оставалось мало (испанские Золотой и Серебряный флоты — случаи единичные). К тому же расцвету пиратства способствовали сами торговцы, которые жалели денег на вооружение своего корабля. Еще важным было то, что школы кораблестроения и доктрины морских держав не могли сразу ответить вновь возникшему вызову в лице пиратства.
Настоящие пираты были чёткими, дерзкими и очень реальными пацанами. Да-да. Именно так. Пираты были обычной морской гопотой. Трусливой, циничной, расчетливой, нападающей только при очевидном превосходстве и без оглядки на всякие благородства. Среднестатистический пират был обычным быдлом и нищебродом, которому на суше уже ничего не светило и который отправлялся пытать счастья на просторах мирового океана.
Короче: пираты отнюдь не романтичные, ставящие честь превыше всего и склонные к милосердию мужчины 30-40 лет. Пираты — это обычные бандиты, руководствующиеся только двумя принципами: воруй и убивай (и насчёт гусей они тоже были не против при возможности). Выглядел пират как грязный небритый оборванец болезненного вида (регулярные голодовки, болезни, увечья, авитаминоз и пьянство не способствовали здоровому виду).
Какой уж тут романтический образ?
Однако не стоит разочаровываться в этих людях, у них было много весьма неожиданного и поразительного, особенно учитывая, что они были всего лишь морскими гопниками
Дружба народов
На одном корабле легко уживались англичане и французы, арабы и индусы, китайцы и европейцы, а командовать ими всеми запросто мог какой-нибудь негр.
Многоконфессиональность
Перед отплытием никого не удивляла картина, когда на баке причащались протестанты, на юте католики служили мессу, а где-нибудь вокруг грот-мачты индейцы плясали ритуал удачной охоты.
Железобетонная дисциплина
Дисциплине на пиратском корабле мог позавидовать капитан любого военного корабля какой-нибудь Англии или Испании, она в походе была не просто строгой, а просто обалдеть какой строгой, причем достигалась она не всякими списками, за что можно наказать и как уставами, а набором всех остальных устоев, которых не было на тех же военных кораблях.
Пиратский кодекс
Да-да, он все же был, но не такой, как показан в «Пиратах Карибского моря», написанный самими Морганом и Бартоломью. В реальности кодекс представлял собой смесь военного устава и тюремных понятий, только без всякого пафоса. Ну и упрощён до максимума, чтоб было легко запомнить.
Демократия
Самая что ни на есть настоящая. Пираты реально проводили голосования в которых все участвовали на равных правах все члены команды с капитаном включительно. Более того, должность капитана тоже была выборной. Как правило в капитаны выбирался самый авторитетный человек, который имел бóльшую долю с награбленного, но и нёс повышенную ответственность, если что не так, его могли и на необитаемом острове высадить, и на рее повесить.
Делёжка
По окончании похода, когда «Пиассстрыыы!!» уже на борту, захваченные товары проданы, а за пленников получены выкупы, пираты начинали выдавать себе зарплату. Это был очень деликатный и нервный момент и на капитана возлагалась особенная задача: не обделить себя, иначе авторитет пошатнется и он перестанет быть капитаном, но и не взять слишком много, иначе его вообще могут выгнать за жадность. Дележка проходила так: сначала из всей суммы исключалась та часть, которая пойдет на закупку провизии, боеприпасов, медикаментов, ремонт корабля, компенсации и прочая амортизация. Далее, в зависимости от количества оставшегося, назначалась некая сумма, называемая долей и начиналась уже непосредственно зарплата: от трех и более долей получал капитан, по три доли - старшие матросы (штурман, врач, боцман, квартирмейстер и т.д.), рядовые матросы получали по одной доле и наконец новички и всякие юнги — по половине доли.
Компенсации
Самое удивительное, к черной зависти солдат и матросов на службе всяких Их Величеств. Пиратам, получившим «производственные травмы» выплачивалась компенсация. И чем серьезней была травма, тем большей была выплачиваемая сумма. Также пиратам, уходившим на пенсию, полагалось выходное пособие. Бывали даже случаи, когда семье погибшего пирата высылалась его доля. Например в команде у Джона «Чёрного Барта/Бартоломью» Робертса было заведено, что если кто-либо терял в бою конечность, ему выделялось 800 фунтов стерлингов (в XVII-XVIII это были очень большие деньги), а за меньшие увечья давали вдвое меньше. Так что шрамы и увечья не только украшали пиратов, но и делали их богаче.
Но несмотря на все эти преимущества пиратской жизни, под черный флаг стремились немногие. И те, кто всё же становился пиратом, оставались бичом мирного мореплавания, полностью избавиться от которого не удалось и по сей день по многим причинам. Но о них в следующих статьях.