О дальнейшей судьбе старейшего владимирского кинотеатра рассказал глава администрации Владимира Андрей Шохин.
Напомним, кинотеатр, любимый уже несколькими поколениями владимирцев, уже десятилетие закрыт. Концессионер должен был провести в здании капитальные работы. Но за всё время концессии не сделала ничего, кроме косметического ремонта фасада.
Мэрия отсудила у предприятия почти миллион за срыв сроков. Сегодня город взял состояние кинотеатра на свой контроль.
- Два раза наступали на одни и те же грабли, больше не хочется, - сказал Шохин.
Он считает, что необходимо разработать проект восстановления этого исторического здания, и определить, какой именно функционал должен в нем располагаться. Соответствующий проект будет подготовлен уже в 2020 году.
- Мы обсуждали, что там может быть: музей, театр, молодежный центр... Но, думаю, должен быть все-таки один зал и для кинотеатра. Мы обязательно наполним «Художку» востребованными вещами: молодежными мероприятиями, художественными, драматическими. Но сейчас в первую очередь мы делаем проект, и надо пройти экспертизу для того, чтобы здание восстановить, - отметил Андрей Шохин.
Шохин предполагает, что согласовать проект будет непросто, поскольку здание «Художественного» - историческое, являющееся памятником регионального значения.
Глава администрации областного центра не исключил, что для восстановления исторического здания могут быть привлечены федеральные деньги. Но прежде чем подать заявку на федеральное финансирование, надо иметь сметную стоимость реконструкции здания кинотеатра «Художественный», а она будет известна после разработки проекта и прохождения экспертизы государственной инспекции по охране объектов культурного наследия.
Зданию, где ныне располагается кинотеатр «Художественный», а до конца 30-х годов XX века размещался театр синематографа «Ампир», более 100 лет. Однако история появления в городе этого выделяющегося своей необычной архитектурой и лепным убранством здания началась задолго до его строительства.
В конце XVIII века земля в районе центральной улицы губернского Владимира неподалеку от Золотых ворот принадлежала Николо-Златовратской церкви. Однако, по генеральному плану 1781 года, центральная улица отводилась под постройку каменных домов, для чего стала выделяться земля представителям купечества как наиболее состоятельному сословию.
Духовенство в то время не особо жаловало местных купцов, которые, по мнению служителей церкви, все больше заботились о своих личных материальных благах, и поэтому всячески препятствовало застройке главной городской улицы купеческими домами.
В 1787 году владимирская духовная консистория - специальное учреждение при архиерее по управлению епархией - с тревогой сообщала во владимирское наместничество, что владимирский купец Андрей Свешников намеревается построить каменный дом на церковной земле.
В том же году владимирский губернский архитектор Николай фон Берк писал, что им уже отмерена земля купцу Свешникову «идучи к Золотым воротам от торгового моста на правой стороне для построения по 2-му номеру каменного дома…», на том самом месте, где сейчас располагается здание кинотеатра.
Спустя год, в декабре 1788 года, купец Андрей Свешников сообщал, что каменный дом на отведенной земле им построен, и просил выдать на него «владенный указ». Такие документы в то время выдавались каждому застройщику.
"КУПЕЧЕСКОЕ ГНЕЗДО"
Построенный купеческий дом Свешниковых особо ничем не выделялся среди жилых домов других владимирских купцов и, согласно «Сведений о зданиях, выстроенных во Владимире», в 1806 году имел размер в 216 кв. сажен.
С 1817 по 1870 год хозяевами этого дома становились различные владимирские купеческие семейства. В 1817 году дом был куплен у Андрея Свешникова купцом Петром Ильиным, который считался во Владимире одним из знатных и богатых людей того времени. К 1845 году он владел несколькими каменными домами, получал доход от занятия подрядами, поставкой разных товаров и провианта армии.
В 1860-е годы во Владимире выделяется своим богатством другое семейство - купцы Никитины, которые скупают многие каменные дома по центральной улице г.Владимира. Купеческой жене Анне Петровне Никитиной и принадлежал этот дом в 1864 году. Перестраивался ли дом в это время, неизвестно:
«…Каменный дом в два этажа, аркою для въезда во двор и подвалами. В обоих этажах окон по улице 8 и 3 двери…». По центральной улице дом имел протяженность более 16 метров.
ИЗ ТРАКТИРА - В ЭЛЕКТРОТЕАТР!
В 1870 году дом был куплен очередным владимирским купцом - Александром Федоровичем Петровским. Из описания дома, составленного в 1882 году, значилось, что под всем домом, кроме проездной арки во двор, были сводчатые подвалы - один из верных признаков ранней датировки постройки. Первый этаж дома был тоже сводчатым. Здесь, в правой стороне, помещалась лавка с раствором, наружные двери которого были железными. В левой стороне от ворот находилась харчевня, на втором этаже размещался трактир.
В конце XIX-начале XX века зажиточные владимирские помещики и купцы довольно часто сдавали имеющиеся у них во владении дома в аренду. По сохранившемуся описанию, дом А.Петровского использовался следующим образом: верхний этаж сдавался в аренду купцу Шилову под гостиницу, банк, а внизу находился чаеразвесочный магазин хозяина дома.
В 1908 году купцы Петровские перестраивают дом в ином стиле. Выполнить проект перестройки было поручено владимирскому архитектору Сергею Матвеевичу Жарову, который к тому времени был уже достаточно известен своими постройками. По его проектам были возведены Старообрядческая Троицкая церковь и Водонапорная башня на Козловом валу.
При перестройке архитектор С.Жаров использовал элементы модерна, о чем говорят выделяющиеся на фасаде эркер и фронтон, а также отделку фасада и интерьера в стиле ампир (от фр. empire - «империя») с характерными для него лепными барельефами - фигурами воинов в античных одеждах.
В 1910 году Петровские организовали на втором этаже своего дома электротеатр под названием «Фурор». Для городской элиты это стало настоящим новшеством и диковинкой. После окончания всех работ по перестройке дома, в 1913 году, здание было переоборудовано специально под кинотеатр и переименовано в электротеатр «Ампир».
Нужно отметить, что новое название электротеатр получил неспроста - его декор выдержан в архитектурном стиле ампир, достаточно популярном в начале XIX века. Второй этаж здания намного выше первого, симметричный, в центре – широкий трехгранный эркер с высокими арочными окнами. Эркер украшен широким фризом с барельефами, изображающими римлян.
Газета «Старый владимирец» 10 февраля 1913 года опубликовала восторженный отзыв о работе архитектора Сергея Жарова. Театр «Ампир» называли одним из самых стильных и красивых зданий не только в городе Владимире, но и во всей губернии: «…Новое театральное здание В.А.Петровского, где начал функционировать электротеатр «Ампир», надо признать одним из лучших стильных и красивых зданий не только в городе, но и по Владимирской губернии. Выдержанно целен новый театр по фасаду, где только небольшая лепная фигура вырисовывается на мягком и стройном, легко поднимающемся вверх фоне… Основу этого настроения - чувство простора и легкости - удалось заложить архитектору Жарову, а мастерам – лепщикам и рисовальщикам - удалось дать законченные формы».
ЮНЫЙ ЛЕКТОР ЮРА ЛЕВИТАН
До революции 1917 года в электротеатре демонстрировались все новинки синематографа, а главными посетителями были состоятельные горожане. Первым киномехаником в электротеатре был владимирский техник-самоучка Николай Яхонтов. В кинозал, расположенный на втором этаже, из фойе вела красивая мраморная лестница с широкими перилами. Стены были украшены зеркалами в резных рамах венецианского стиля.
У входа в «Ампир» вывешивались приглашение на сеанс и афиша с названием фильма. Рядом с афишей размещалось объявление «Сегодня учащимся разрешено». Если же такого объявления не было, то швейцар в ливрее, стоящий у входа в театр, учащихся не пускал.
После революции электротеатр был национализирован и перешел в ведении советской власти. По статьям, опубликованным в газете «Призыв» того времени, атмосфера в театре была «кухарской»: «В фойе насыщенный куревом воздух, на полу - шелуха от подсолнухов, окурки, гам, хохот…». Неудивительно, что спустя несколько лет здание начало терять свой первоначальный облик: лепные фигуры разрушались, зеркала и стены становились черными от копоти и грязи.
Свое название электротеатр «Ампир» утратил в конце 1930-х годов, когда был переименован в кинотеатр «Художественный». В 1950-х годах залы кинотеатра были выкрашены. Владимирцы впервые могли смотреть здесь широкоэкранные фильмы. До 1960-х годов в перерывах между киносеансами в фойе на специальной эстраде проходили концерты профессиональных и самодеятельных артистов.
Кстати, дебют будущего легендарного радиодиктора Юрия Левитана (он сын владимирского портного) на публике состоялся именно в кинотеатре «Ампир». Активиста «Общества любителей советского кино» с красивым голосом позвали перед сеансом рассказывать зрителям о фильмах. Его кумиром тогда был актер Василий Качалов. Кстати, потом именно при содействии Качалова полуграмотного и по-владимирски «окающего» юношу за удивительный голос взяли в радиостажеры.
В 1974 году депутатами Владимирского горсовета на базе кинотеатра был создан Владимирский городской Дом кино, который объединил два здания – сам кинотеатр с двумя зрительными залами и рядом стоящий дом, в котором расположилась дирекция кинотеатра. Тогда же была выполнена и реконструкция основных помещений и залов, а интерьеры здания приведены в первоначальный вид.
Последние 30 лет кинотеатр «Художественный» был излюбленным местом отдыха гостей и жителей Владимира. Здесь проходили встречи с известными режиссерами и артистами, демонстрировались новинки отечественного и зарубежного кинопроката. В залах кинотеатра собирались участники киноклуба «Политехник», чтобы обсудить мировые и отечественные киноленты.