Рапунцель, или Волосы, как путы материнский любви.
Внезапно в выходные посмотрели за ужином "Рапунцель". Детская сказка, которую экранизировал Уолт Дисней, моментально в моей голове актуализировала тему "мать - дочь", выстраивая тему новой статьи.
Сказка противопоставляет два образа матери. Первый: "безусловно - доверительно - отпускающий", и второй: "условно - доминантно - зависимый".
Я сейчас осознано использую непсихологические термины, чтобы не погружать вас в теории. Попробуем вести рассуждения только на уровне мультипликации и сказки.
Ещё в бессознательном возрасте маленькую девочку, наделенную сказочным талантом, запирает "в стенах замка" похитившая ее Колдунья. Какие планы и мысли заставляют женщину это сделать? Называясь родной матерью девочки, Ведьма хочет использовать ее красоту и силу для собственного бессмертия.
Не так ли поступает доминантная мать, жёстко обрывающая все попытки сепарации взрослеющей дочери?
"Ты должна жить со мной рядом! Иначе, зачем я тебя растила?", "Ты собираешься жить с этим уродом? Он тебя недостоин!", "Доверься моему опыту! Мир жесток!", "Только я знаю, что для тебя будет правильно!"
Колдовское шипение злой Ведьмы-Матери слово в слово повторяет те "заклинания", которые произносят в кабинете психолога женщины после 35-40 лет. Женщины, не сумевшие создать семью. Женщины, которые не смогли довериться мужчине. Женщины, которые не захотели рожать детей.
Оставаясь физически или ментально "рядом с мамой", "Рапунцели" так и не выходят в мир реальных отношений, оставаясь в "замке материнской колдовской любви".
Даёт ли это счастье матери? На какое-то время даёт. Но ровно до тех пор, пока не появляется Молодой Разбойник, "разносящий в пух и прах" мир девичьих иллюзий.
Он появляется чаще всего, как снег на голову, почти тогда, когда доминантная Колдунья-Мать уверена, что чары сработали и жертва полностью "парализована".
Соблазняя и манипулируя, заманивая и обещая нечто волшебное, молодой Разбойник без труда уводит молодую женщину в мир реальности.
Что там ее ждёт? Первое и главное - разочарования. Ведь в замке Колдуньи мир мог только очаровывать, обещая "материнскую всемогущую защиту" от бед и тревог. Второе - встречу с миром мужчин. Как правило, они сплошь и рядом "Разбойники". Каждый со своими ошибками, "преступлениями", раскаяниями, мечтами и победами над соперниками. Третье - коммуникация с каждым из тех, кто встретился на пути. Это и адаптация, и страхи, и сомнения, и радость понимания с достижением цели.
Четвертым и пятым пунктом идут друзья и враги, но это после первых трёх пунктов уже не кажется таким важным.
Волосы. Что такое волосы в мире сказок?
Иногда длинные волосы были знаком королевской власти. Часто они были символом свободы и независимости. Длинные распущенные волосы у женщин почти всегда означали "статус незамужней молодухи и девственности".
Именно этим ресурсом "питалась" доминантная названная мать, держа в заточении Рапунцель. Ресурс молодости, девственности и нарождающейся свободы был питательным "раствором" Колдуньи, не имеющей рядом ни семьи, ни любящего мужчины.
Гордыня, жажда всевластия, уверенность в собственной силе сыграли с Колдуньей злую шутку. Да, она смогла похитить маленькую принцессу у ее родных родителей. Она смогла даже на время обмануть "дочь", манипулируя ее любовью и добротой. Колдунья могла держать в страхе и тревогах молодую женщину до тех пор, пока желание жизни и стремление к собственным мечтам не дали ресурс для освобождения и свободы.
Что же является главным волшебством сказки? Вера родителей в своего ребенка. Волшебные шарики летели, давая дочери сигнал о том, что реальный мир существует. Что он не жесток, а предсказуем, что есть стабильность в лице родителей, которые "четко раз в год", минута в минуту, запускали в небо символ своей веры в то, что дочь "поймет и оценит".
Так что помогает дочери сепарироваться от любящего родителя и выйти в свой мир? Родительская любовь и вера в своего ребенка. Об этом сказка.
Будьте!