Каждый родитель хочет, чтобы у его ребёнка была красивая, чёткая речь. Правда, её развитием мы начинаем заниматься сильно позже, ожидая, когда дитё заговорит.
Но, если следовать несложным советам уже с рождения, то вы подготовите хорошую основу для формирования и развития артикуляционного аппарата, слухового восприятия, и речи в целом.
- Грудное вскармливание.
Вы знали, что при правильном захвате соска во время кормления грудью, кроха, можно сказать, делает свою первую артикуляционную гимнастику.
Правильный захват груди позволяет задействовать мышцы губ и языка, что в дальнейшем поможет быстрее научиться складывать губы трубочкой. А это необходимо для артикуляции многих звуков.
Благодаря грудному вскармливанию, малыш «тренирует» щёки, губы, язык, мягкое нёбо.
2.Используйте соску только по необходимости.
Сосание соски происходит несколько иначе, нежели груди. Использование её больше 6 часов в день или на протяжении сна ребенка, - ведёт к формированию высокого нёба и неправильного прикуса. Это негативно сказывается на формировании звукопроизношения.
И, подумайте сами, если малыш постоянно находится с соской во рту, как ему вокализировать, издавать звуки, общаться?
А как маленькие дети познают мир?
Правильно, через рот. Наступает период, когда всё активно тянется в рот, и это не всегда из-за будущих зубов.
Поэтому, желательно отказаться от соски до 2 лет. А до тех пор использовать только по необходимости.
3.«Да!» кусочкам.
Не оттягивайте момент перехода с жидкой, пюреобразной пищи к кусочкам. Особенно, если у малыша есть зубы.
Полноценное жевание, особенно твёрдой пищи, является хорошей зарядкой для речевого аппарата.
Уже подросшему малышу, когда он научится хорошо жевать, очень полезно грызть морковку, и подобную твёрдую пищу.
4.Больше разговаривайте с малышом.
Еще в период беременности, вы скорее всего начали говорить с крохой. Не останавливайтесь!
Комментируйте свои действия, пойте песенки, рассказывайте стихи, повторяйте те звуки, которые издаёт малыш. Так вы поощряете его вокализацию. Обязательно реагируйте на «речь» крохи, пускай она и ограничивается пока «агу, гу».
Не забывайте об интонации, старайтесь говорить выразительно, эмоционально.
Немного позже, рассказывайте стихи с движениями: Ладушки, Сорока, Мишка косолапый. Это стимулирует развитие моторики, слухового восприятия, речи.
5.Развивая мелкую моторику - развиваете речь.
Наверняка, вы это слышали. А знаете как это связано?
В коре головного мозга, проекция кисти руки находится по-соседству с речевой зоной. И научно доказано, что развитие мелкой моторики (движений пальцами) положительно влияет на развитие речи.
Но как же заниматься с грудничком, который всё тянет в рот?
Вы можете делать массаж ладошек, играть с ручками (те же Ладушки и Сорока).
Можно использовать специальные «грызунки-игрушки» с бусинами различной формы или слингобусы.
Хвалите, если кроха крутит что-то в ручках.
Когда в рацион малыша войдут кусочки, позвольте ему есть самостоятельно. Пусть тренируется захватывает еду пальцами, это очень полезно.
Эти простые советы, помогут создать благодатную почву для формирования речи ребёнка.