В ранних китайских источниках не раз упоминались непохожие на жителей Срединной империи длиннолицые, высоконосые, часто рыжеволосые и белокожие жители «Западного края» — так в китайских хрониках называлась Центральная Азия.
Археология свидетельствует, что на этой территории, вплоть до западных и центральных областей Монголии, еще до скифского времени (VIII–IV вв. до н. э.), в III–II тысячелетиях до н. э. (т. е. в эпоху бронзы) жило европеоидное население. Восточная миграция индоевропейцев началась в III тысячелетии до н. э., с развитием скотоводства и заимствованием из стран древневосточной цивилизации колесной повозки (через Кавказ и Подунавье). Начиная с эпохи энеолита индоевропейские племена за несколько волн миграции достигли Енисея и Западной Монголии, где в тот период сложилась так называемая афанасьевская культура.
Еще более крупные подвижки племенных групп на восток из Поволжья и Причерноморья произошли в 1800–1600 гг. до н. э., когда в степи сложились две новые общности — срубная между Днепром и Волгой и андроновская в степной зоне Казахстана и Южной Сибири. Возможной предпосылкой их складывания стало освоение бронзового литья, резко улучшившее качество орудий и оружия и появление конской упряжи (изобретение псалиев), приведшее наряду с трансформацией древней повозки к созданию легкой боевой колесницы. Создатели боевых колесниц и нового бронзового оружия получили огромное военное преимущество, которое было использовано как хеттами в Малой Азии и ахейцами на Пелопоннесском полуострове, так и срубно-андроновскими племенами в Великой Степи.
Обе степные общности раннего бронзового века были предельно близки и по типу хозяйствования, и по социальному развитию, и по культуре. Именно они стали основным населением евразийских степей в эпоху бронзы. Археология восстанавливает образ жизни, хозяйство, даже облик населения степей того времени. Она позволяет восстановить и подробную картину их расселения. Но кем они были, на каком языке разговаривали и каким богам поклонялись?
Одушевить картину жизни пастушеских андроновских и срубных племен могли бы только письменные источники. Но очаги письменности тех времен были далеки от урало-казахстанских и южно-сибирских степей — в городских цивилизациях Ближнего Востока, в долине р. Хуанхэ, может быть, в долине Инда. Однако не все так безнадежно — степная цивилизация бронзового века способна говорить с потомками собственным языком.
Три тысячи лет назад в стране Арианам Вайджа, что значит «Простор ариев», жрец Заратуштра провозгласил веру в единственного несотворимого и вечного бога, творца всех прочих божеств (ахур) и всего благого — Ахура Мазду (Господь Мудрость). Целью всех уверовавших стали «благая мысль», «благое слово» и «благое дело» — триада, которая в конце времен должна сокрушить Анхра-Манью (Злого Духа), несведущего в истине и зловредного предводителя демонов-дэвов (даэва).
Священное писание зороастризма получило название Авеста («Наставление» или «Восхваление»). В этом своде эсхатологических и литургических текстов самому Заратуштре приписываются только Гаты («Песнопения»). Учение, созданное в стойбищах арийских пастушеских племен и перенявшее их поверья и мифы, не знало поначалу ни храмов, ни культовых сооружений. Арии молились и приносили жертвы на вершинах холмов и гор, у домашнего очага, на берегах рек и озер. Лишь через полтора тысячелетия в Иране, при династии Сасанидов, зороастризм, ставший государственной религией, был зафиксирован специальным письмом. Письменная Авеста составила 21 наск (книги) из весьма разнородных и разновременных частей, лишь некоторые из которых восходят ко времени Заратуштры или еще более древним временам. К наиболее древним, дозаратуштровским разделам Авесты принадлежат Яшты («Гимны»), сохранившие, несмотря на все позднейшие переделки и сокращения, бесценные крупицы прошлого знания и знания о прошлом, повествования и мифы минувших веков, безмерно далеких от дней Заратуштры.
Где начал складываться этот древний эпос? Где располагалась страна Арианам Вайджа? Постараемся увидеть Страну ариев такой, какой она предстает в древнейших дозаратуштровских Яштах-гимнах.
Арианам Вайджа в древнейших гимнах — обширная страна, орошаемая двумя могучими и глубокими реками — Датьи и Ардви. В стране есть и горы — Ушида, Ушидарна. Развивает тему географии Арианам Вайджа другой древнейший Яшт, гимн Ардви Суре. Воды Ардви «мощно текут от высоты Хукарья до моря Ворукаша». Ворукаша в этом гимне отнюдь не мифическое озеро, а огромное море в сердце Арианам Вайджа. Другая великая река Арианам Вайджа, «благая Датья», как и Ардви, берущая начало в горах, не обозначена никакими дополнительными координатами; ничего не говорится о ее впадении в море.
Берега моря Ворукаша принадлежат не только ариям. Здесь молятся и приносят жертвы богине Ардви Суре и враги ариев — туры. Также подступают к Арианам Вайджа и другие злейшие враги ариев, племена хьона. С Ардви связана и «Страна Баври» («Бобровая»), и туранский герой, приносящий ей жертву на острове «в стремнине реки Ранха».
Ранха, несомненно, древнейшее название Волги, а река Ардви — Амударья, впадавшая в III–II тысячелетиях до н. э. в Каспий через русло Узбоя. Море Ворукаша, куда впадает река Ардви, — Каспийское море, с которым связаны Ранха (Волга) и «Бобровая страна» (бассейн р. Камы). Тогда вторая река Арианам Вайджа, Датья, отождествляется с Сырдарьей. Не без доли гипотетичности о. Чайчаста отождествляется с Аральским морем. А Хукарья («высокая Хара»), где берут начало Ардви и Датья — горная страна Памиро-Алая и Тянь-Шаня.
Таким образом, Страна ариев совпадает с областью расселения андроновских пастушеских племен. Есть в Авесте и другие указания, подтверждающие этот вывод.
В авестийских сказаниях нашли отражение многовековая миграция андроновцев-ариев на юг и восток и типология их поселений в начальный период миграции. Во втором фрагарде «Видевдата» Ахура Мазда рассказывает Заратуштре о первом человеке, которого он «наставлял в вере». Им был Йима Прекрасный, «владетель добрых стад». Но Йима не смог стать проповедником наставлений Ахуры. Зато, по повелению и при помощи Ахуры, он стал «взращивающим» и «защищающим» земной мир. И после того, как царство Йимы просуществовало «триста зим», не стало хватать места для живых существ — «мелкого и крупного скота и людей». И тогда Йима «выступил к свету в полдень на пути Солнца» и «эту землю раздвинул на одну треть больше прежнего, и нашли себе здесь пристанище мелкий и крупный скот и люди по своему желанию и воле, как им хотелось». Новый кризис наступил через «шестьсот зим». И вновь Йима идет «к свету в полдень на пути Солнца» и еще раз раздвигает землю «на две трети больше прежнего». И расселяет скот и людей на новых землях. Через «девятьсот зим» все повторяется в третий раз. Так в далеком и долгом прошлом по воле Ахуры и трудами Йимы Прекрасного была создана для народа ариев просторная страна, «славная Арианам Вайджа».
В этой стране, по воле Ахуры, Йима создал тот тип поселений для «людей и скота», который назван в Авесте «вар размером в бег на все четыре стороны». Выстроенный из глины и земли, вар состоял из трех концентрических кругов валов и жилищ, причем во внешнем круге было девять проходов, в среднем — шесть, во внутреннем — три.
Прошло почти четыре тысячи лет, и археологи, работавшие на пространстве между р. Уралом и р. Иртышом, обнаружили десятки именно таких андроновских поселений XVII–XVI вв. до н. э. с тремя вписанными друг в друга окружностями валов и стен. Стены двух внутренних окружностей были образованы торцами жилищ, которые либо упирались в валы, либо сами составляли внешнюю стену. Жилища открывались на кольцевую улицу. Внешние и внутренние рвы дополняли оборонительную структуру, а радиально расположенные улицы выводили на центральную площадь. Наиболее известное из таких поселений — Аркаим — находится в Челябинской области. В 67 жилищах его двух внутренних городов, каждое из которых имело площадь от 190 до 300 м2, жило от 2,5 до 4 тыс. человек. Сам поселок с его мощными укреплениями был ставкой вождя, а в случае вражеского нападения — убежищем для людей и скота из близлежащих мелких поселений с их обычной для андроновских поселков линейной планировкой. Поселения с радиальной планировкой и с трех-, двухкольцевой системой оборонительных сооружений и были обозначены в Авесте термином «вар». Их детальное описание в авестийском тексте, совпадающее с археологической реальностью, не выходящей по своим датировкам за пределы XVII–XVI вв. до н. э. в свою очередь позволяет датировать тем же временем соответствующие разделы текста и подтвердить историчность тех реалий, которые сохранены в мифах арийской эпохи.
Бурная история межплеменных войн ариев, туров и хьона, почитающих одних и тех же богов и молящих их о победе на одном языке, разворачивается на границе Арианам Вайджи, на берегах Амударьи и Сырдарьи, на Каспии и Арале, на Волге и в Прикамье. События, чей отзвук сохранили Яшты, происходили, возможно, задолго до времен Заратуштры, во второй половине II — начале I тысячелетия до н. э.
Сражения и молитвы богов и героев Яшт — это и есть мифы и эпос андроновской эпохи, мифы и эпос ариев и племен, которые названы вместе с ариями, — туров, хьона, дана, сайрима, саина, доха.
Воины Яштов — это колесничие (ратаэштар — «стоящие на колесницах»), обладатели быстрых коней и тучных стад, «просторных пастбищ» и «добрых повозок». Их бог-покровитель — Митра, солнечный бог, небесный колесничий.
Боевая колесница, изготовленная плотником (строители колесниц упомянуты в Авесте), была шедевром мастерства и совмещала прочность конструкции и маневренность на большой скорости. Ее основой является обтянутая кожей деревянная рама, укрепленная на длинной оси. Колеса диаметром 90 см с 8–12 спицами были значительно легче сплошных колес повозок. В колесницу запрягали двух-четырех лошадей. Для достижения большей устойчивости при поворотах ось часто выносили в заднюю часть кузова.
Пантеон и эпос ариев увековечен не только словесно, но и изобразительно. В древних горных капищах, где приносили жертвы и звучали гимны, обнаружены грандиозные «художественные галереи». Одно из таких святилищ находится в урочище Тамгалы в 170 км к северо-западу от Алма-Аты, в горах Анархай. Там древнейшие из множества изображений относятся к эпохе бронзы, к XIV–XIII вв. до н. э., т. е. к времени андроновцев, — эпические герои несутся на колесницах, натягивая луки, кочуют в повозках, запряженных верблюдами, кружатся в ритуальном танце. Главные фигуры святилища — возвышающиеся над смертными «солнцеголовые существа». Огромные головы-диски окружены ямками-углублениями, символизирующими нимб, божественную благодать.
Итак, арийские (иранские) и индоарийские (индийские) племена (их разделение обозначилось уже к концу III тысячелетия до н. э.) относились к той индоевропейской языковой и культурной общности, которая в начале II тысячелетия до н. э. обособилась в степной части Восточной Европы и Казахстана. Современной науке представители этой общности стали известны как носители срубной и андроновской культур. Вторая четверть II тысячелетия до н. э. была временем наибольшей экспансии этих племен, а их общим самоназванием был этноним «арья». Они говорили на родственных диалектах, к которым восходит язык Вед (цикл индийских священных текстов, сложившихся в Северной Индии около XII–X вв. до н. э.), и язык Авесты. Хотя основное направление их миграций было восточным и юго-восточным, много племен ушли за Гиндукуш, в Северную Индию, а немалая их часть проникла в Западный Иран и Месопотамию. Как полагают, вслед за первой арийской волной, ассимилированной в странах Передней Азии, сюда началось более значительное переселение ариев, точные даты которого установить трудно; возможно, что уже в начале I тысячелетия до н. э. произошла «иранизация» страны, которая получила имя переселенцев — Иран, Эраншахр.
Арии Урала, Казахстана и Средней Азии закончили свое существование под этим именем в начале I тысячелетия до н. э., когда завершилось формирование нового типа скотоводческого хозяйства — кочевнического, а на юге, в области оседлого земледелия и городского ремесленного производства, окончательно сложился тот способ обработки земли, который связан с созданием крупных ирригационных систем.
Преемниками ариев в Великой Степи стали их потомки — саки и савроматы.