Найти тему
Феория: Оружие

Страна ариев: мифы, герои, язык, миграции, преемники

В ранних китайских источниках не раз упоминались непохожие на жителей Срединной империи длиннолицые, высоконосые, часто рыжеволосые и белокожие жители «Западного края» — так в китайских хрониках называлась Центральная Азия.

Воин-андроновец на боевой колеснице XVII–XVI вв. до н. э. Реконструкция М.В. Горелика
Воин-андроновец на боевой колеснице XVII–XVI вв. до н. э. Реконструкция М.В. Горелика

Археология свидетельствует, что на этой территории, вплоть до западных и центральных областей Монголии, еще до скифского времени (VIII–IV вв. до н. э.), в III–II тысячелетиях до н. э. (т. е. в эпоху бронзы) жило европеоидное население. Восточная миграция индоевропейцев началась в III тысячелетии до н. э., с развитием скотоводства и заимствованием из стран древневосточной цивилизации колесной повозки (через Кавказ и Подунавье). Начиная с эпохи энеолита индоевропейские племена за несколько волн миграции достигли Енисея и Западной Монголии, где в тот период сложилась так называемая афанасьевская культура.

Еще более крупные подвижки племенных групп на восток из Поволжья и Причерноморья произошли в 1800–1600 гг. до н. э., когда в степи сложились две новые общности — срубная между Днепром и Волгой и андроновская в степной зоне Казахстана и Южной Сибири. Возможной предпосылкой их складывания стало освоение бронзового литья, резко улучшившее качество орудий и оружия и появление конской упряжи (изобретение псалиев), приведшее наряду с трансформацией древней повозки к созданию легкой боевой колесницы. Создатели боевых колесниц и нового бронзового оружия получили огромное военное преимущество, которое было использовано как хеттами в Малой Азии и ахейцами на Пелопоннесском полуострове, так и срубно-андроновскими племенами в Великой Степи.

Повозка из Пазырыкского кургана.   Вторая половина II тысячелетия до н. э. Реконструкция М.В.Горелика
Повозка из Пазырыкского кургана. Вторая половина II тысячелетия до н. э. Реконструкция М.В.Горелика

Обе степные общности раннего бронзового века были предельно близки и по типу хозяйствования, и по социальному развитию, и по культуре. Именно они стали основным населением евразийских степей в эпоху бронзы. Археология восстанавливает образ жизни, хозяйство, даже облик населения степей того времени. Она позволяет восстановить и подробную картину их расселения. Но кем они были, на каком языке разговаривали и каким богам поклонялись?

Одушевить картину жизни пастушеских андроновских и срубных племен могли бы только письменные источники. Но очаги письменности тех времен были далеки от урало-казахстанских и южно-сибирских степей — в городских цивилизациях Ближнего Востока, в долине р. Хуанхэ, может быть, в долине Инда. Однако не все так безнадежно — степная цивилизация бронзового века способна говорить с потомками собственным языком.

Бронзовый нож Карасукская культура Вторая половина II тысячелетия до н. э.
Бронзовый нож Карасукская культура Вторая половина II тысячелетия до н. э.

Три тысячи лет назад в стране Арианам Вайджа, что значит «Простор ариев», жрец Заратуштра провозгласил веру в единственного несотворимого и вечного бога, творца всех прочих божеств (ахур) и всего благого — Ахура Мазду (Господь Мудрость). Целью всех уверовавших стали «благая мысль», «благое слово» и «благое дело» — триада, которая в конце времен должна сокрушить Анхра-Манью (Злого Духа), несведущего в истине и зловредного предводителя демонов-дэвов (даэва).

Священное писание зороастризма получило название Авеста («Наставление» или «Восхваление»). В этом своде эсхатологических и литургических текстов самому Заратуштре приписываются только Гаты («Песнопения»). Учение, созданное в стойбищах арийских пастушеских племен и перенявшее их поверья и мифы, не знало поначалу ни храмов, ни культовых сооружений. Арии молились и приносили жертвы на вершинах холмов и гор, у домашнего очага, на берегах рек и озер. Лишь через полтора тысячелетия в Иране, при династии Сасанидов, зороастризм, ставший государственной религией, был зафиксирован специальным письмом. Письменная Авеста составила 21 наск (книги) из весьма разнородных и разновременных частей, лишь некоторые из которых восходят ко времени Заратуштры или еще более древним временам. К наиболее древним, дозаратуштровским разделам Авесты принадлежат Яшты («Гимны»), сохранившие, несмотря на все позднейшие переделки и сокращения, бесценные крупицы прошлого знания и знания о прошлом, повествования и мифы минувших веков, безмерно далеких от дней Заратуштры.

Где начал складываться этот древний эпос? Где располагалась страна Арианам Вайджа? Постараемся увидеть Страну ариев такой, какой она предстает в древнейших дозаратуштровских Яштах-гимнах.

Арианам Вайджа в древнейших гимнах — обширная страна, орошаемая двумя могучими и глубокими реками — Датьи и Ардви. В стране есть и горы — Ушида, Ушидарна. Развивает тему географии Арианам Вайджа другой древнейший Яшт, гимн Ардви Суре. Воды Ардви «мощно текут от высоты Хукарья до моря Ворукаша». Ворукаша в этом гимне отнюдь не мифическое озеро, а огромное море в сердце Арианам Вайджа. Другая великая река Арианам Вайджа, «благая Датья», как и Ардви, берущая начало в горах, не обозначена никакими дополнительными координатами; ничего не говорится о ее впадении в море.

Берега моря Ворукаша принадлежат не только ариям. Здесь молятся и приносят жертвы богине Ардви Суре и враги ариев — туры. Также подступают к Арианам Вайджа и другие злейшие враги ариев, племена хьона. С Ардви связана и «Страна Баври» («Бобровая»), и туранский герой, приносящий ей жертву на острове «в стремнине реки Ранха».

Ранха, несомненно, древнейшее название Волги, а река Ардви — Амударья, впадавшая в III–II тысячелетиях до н. э. в Каспий через русло Узбоя. Море Ворукаша, куда впадает река Ардви, — Каспийское море, с которым связаны Ранха (Волга) и «Бобровая страна» (бассейн р. Камы). Тогда вторая река Арианам Вайджа, Датья, отождествляется с Сырдарьей. Не без доли гипотетичности о. Чайчаста отождествляется с Аральским морем. А Хукарья («высокая Хара»), где берут начало Ардви и Датья — горная страна Памиро-Алая и Тянь-Шаня.

Таким образом, Страна ариев совпадает с областью расселения андроновских пастушеских племен. Есть в Авесте и другие указания, подтверждающие этот вывод.

В авестийских сказаниях нашли отражение многовековая миграция андроновцев-ариев на юг и восток и типология их поселений в начальный период миграции. Во втором фрагарде «Видевдата» Ахура Мазда рассказывает Заратуштре о первом человеке, которого он «наставлял в вере». Им был Йима Прекрасный, «владетель добрых стад». Но Йима не смог стать проповедником наставлений Ахуры. Зато, по повелению и при помощи Ахуры, он стал «взращивающим» и «защищающим» земной мир. И после того, как царство Йимы просуществовало «триста зим», не стало хватать места для живых существ — «мелкого и крупного скота и людей». И тогда Йима «выступил к свету в полдень на пути Солнца» и «эту землю раздвинул на одну треть больше прежнего, и нашли себе здесь пристанище мелкий и крупный скот и люди по своему желанию и воле, как им хотелось». Новый кризис наступил через «шестьсот зим». И вновь Йима идет «к свету в полдень на пути Солнца» и еще раз раздвигает землю «на две трети больше прежнего». И расселяет скот и людей на новых землях. Через «девятьсот зим» все повторяется в третий раз. Так в далеком и долгом прошлом по воле Ахуры и трудами Йимы Прекрасного была создана для народа ариев просторная страна, «славная Арианам Вайджа».

Бронзовые ножи Андроновская культура. Вторая половина II тысячелетия до н. э.
Бронзовые ножи Андроновская культура. Вторая половина II тысячелетия до н. э.

В этой стране, по воле Ахуры, Йима создал тот тип поселений для «людей и скота», который назван в Авесте «вар размером в бег на все четыре стороны». Выстроенный из глины и земли, вар состоял из трех концентрических кругов валов и жилищ, причем во внешнем круге было девять проходов, в среднем — шесть, во внутреннем — три.

Прошло почти четыре тысячи лет, и археологи, работавшие на пространстве между р. Уралом и р. Иртышом, обнаружили десятки именно таких андроновских поселений XVII–XVI вв. до н. э. с тремя вписанными друг в друга окружностями валов и стен. Стены двух внутренних окружностей были образованы торцами жилищ, которые либо упирались в валы, либо сами составляли внешнюю стену. Жилища открывались на кольцевую улицу. Внешние и внутренние рвы дополняли оборонительную структуру, а радиально расположенные улицы выводили на центральную площадь. Наиболее известное из таких поселений — Аркаим — находится в Челябинской области. В 67 жилищах его двух внутренних городов, каждое из которых имело площадь от 190 до 300 м2, жило от 2,5 до 4 тыс. человек. Сам поселок с его мощными укреплениями был ставкой вождя, а в случае вражеского нападения — убежищем для людей и скота из близлежащих мелких поселений с их обычной для андроновских поселков линейной планировкой. Поселения с радиальной планировкой и с трех-, двухкольцевой системой оборонительных сооружений и были обозначены в Авесте термином «вар». Их детальное описание в авестийском тексте, совпадающее с археологической реальностью, не выходящей по своим датировкам за пределы XVII–XVI вв. до н. э. в свою очередь позволяет датировать тем же временем соответствующие разделы текста и подтвердить историчность тех реалий, которые сохранены в мифах арийской эпохи.

Бурная история межплеменных войн ариев, туров и хьона, почитающих одних и тех же богов и молящих их о победе на одном языке, разворачивается на границе Арианам Вайджи, на берегах Амударьи и Сырдарьи, на Каспии и Арале, на Волге и в Прикамье. События, чей отзвук сохранили Яшты, происходили, возможно, задолго до времен Заратуштры, во второй половине II — начале I тысячелетия до н. э.

Сражения и молитвы богов и героев Яшт — это и есть мифы и эпос андроновской эпохи, мифы и эпос ариев и племен, которые названы вместе с ариями, — туров, хьона, дана, сайрима, саина, доха.

Воины Яштов — это колесничие (ратаэштар — «стоящие на колесницах»), обладатели быстрых коней и тучных стад, «просторных пастбищ» и «добрых повозок». Их бог-покровитель — Митра, солнечный бог, небесный колесничий.

Боевая колесница, изготовленная плотником (строители колесниц упомянуты в Авесте), была шедевром мастерства и совмещала прочность конструкции и маневренность на большой скорости. Ее основой является обтянутая кожей деревянная рама, укрепленная на длинной оси. Колеса диаметром 90 см с 8–12 спицами были значительно легче сплошных колес повозок. В колесницу запрягали двух-четырех лошадей. Для достижения большей устойчивости при поворотах ось часто выносили в заднюю часть кузова.

Пантеон и эпос ариев увековечен не только словесно, но и изобразительно. В древних горных капищах, где приносили жертвы и звучали гимны, обнаружены грандиозные «художественные галереи». Одно из таких святилищ находится в урочище Тамгалы в 170 км к северо-западу от Алма-Аты, в горах Анархай. Там древнейшие из множества изображений относятся к эпохе бронзы, к XIV–XIII вв. до н. э., т. е. к времени андроновцев, — эпические герои несутся на колесницах, натягивая луки, кочуют в повозках, запряженных верблюдами, кружатся в ритуальном танце. Главные фигуры святилища — возвышающиеся над смертными «солнцеголовые существа». Огромные головы-диски окружены ямками-углублениями, символизирующими нимб, божественную благодать.

Итак, арийские (иранские) и индоарийские (индийские) племена (их разделение обозначилось уже к концу III тысячелетия до н. э.) относились к той индоевропейской языковой и культурной общности, которая в начале II тысячелетия до н. э. обособилась в степной части Восточной Европы и Казахстана. Современной науке представители этой общности стали известны как носители срубной и андроновской культур. Вторая четверть II тысячелетия до н. э. была временем наибольшей экспансии этих племен, а их общим самоназванием был этноним «арья». Они говорили на родственных диалектах, к которым восходит язык Вед (цикл индийских священных текстов, сложившихся в Северной Индии около XII–X вв. до н. э.), и язык Авесты. Хотя основное направление их миграций было восточным и юго-восточным, много племен ушли за Гиндукуш, в Северную Индию, а немалая их часть проникла в Западный Иран и Месопотамию. Как полагают, вслед за первой арийской волной, ассимилированной в странах Передней Азии, сюда началось более значительное переселение ариев, точные даты которого установить трудно; возможно, что уже в начале I тысячелетия до н. э. произошла «иранизация» страны, которая получила имя переселенцев — Иран, Эраншахр.

Арии Урала, Казахстана и Средней Азии закончили свое существование под этим именем в начале I тысячелетия до н. э., когда завершилось формирование нового типа скотоводческого хозяйства — кочевнического, а на юге, в области оседлого земледелия и городского ремесленного производства, окончательно сложился тот способ обработки земли, который связан с созданием крупных ирригационных систем.

Преемниками ариев в Великой Степи стали их потомки — саки и савроматы.