Для начала: что это за штука такая “Yarn bombing”? Это вид уличного искусства (граффити), только выполненного с помощью пряжи и крючка, переводится буквально как “бомбардировка пряжей”. В прошлом посте я писала о дизайнере из Польши Олек, чьи работы поразили своими масштабами и социальной направленностью.
Вот несколько фактов этого движения:
- Основательницей уличного вязаного граффити принято считать американку из штата Техас Магду Сайег. Ее идеи украшать природные ландшафты, городские парки и улицы вязаными изделиями поддержали рукодельницы из Нидерландов, Словакии, Ирландии, Италии, Испании, Франции, Англии и других стран.
- Есть официальный Международный день Ярн бомбинга, который отмечается с 2011 года 11 июня. Так что, в праздничный календарь можно внести еще одну “красную” дату.
- По всему миру существует несколько крупных ассоциаций вязальщиц: в США, Канаде, Австралии.
- В книге рекордов Гиннесса зафиксировано достижение “бомбардирщиц”
- Многие известные бренды (н-р, Тойота, Valentino, Miller Lite) приглашают вязальщиц для создания рекламных презентаций своей продукции.
- Проводят фестивали и украшают города и поселки. Так, португальский городок Вила-Нова-ди-Сервейра уже не первый год привлекают туристов к себе таким необычным способом.
- В Москве тоже есть компания по Ярнбомбингу (правда, последние новости датированы 2017 годом), но являются коммерческой организацией. У них много проектов: и оформление улиц, площадок для различных мероприятий, рекламных промо-акций, проведения тимбилдингов и т.д. И, думаю, что это направление уличного арт-дизайна проникнет и в другие города России.
У этого движения есть как поклонники, так и противники. Почему?
Оппоненты “бомбардировщиков пряжей” приводят такие аргументы:
- Пряжа вредит окружающей среде, особенно деревьям.
- действия участников акции не являются законными и портят внешний вид города. Не зря это ярн бомбардировщики называют себя партизанами и некоторые вылазки делают ночью. Особенно это было тогда, когда такой вид граффити только зарождался.
- Так, противники движения приводят аргументы, что данный вид искусства не имеет никакой социальной значимости. Лучше бы они вязали носки и свитера для бездомных и бедных.
- Что траты сил и средств не оправданы. Через короткое время пряжа теряет свой первоначальный вид под влиянием солнца, ветра, дождя, и подвержена процессу гниения.
Тем не менее, сами активисты приводят свои контраргументы (и вы знаете, они убедительны):
- Окружающий мир становится ярче и дарит хорошее настроение людям.
- Вязальщицы могут заявить о своем искусстве, привлечь внимание к каким-либо проблемам в обществе. Вспомните Олек, которая своими работами заявляет о своем отношении к социальному неравенству, насилию, свободе самовыражения.
- Что художник имеет право выражать себя, и не обязательно свой талант реализовывать в вязании носков и свитеров. Ведь тогда и живописец должен красить заборы, а не писать картины, а скульптор ваять кирпичи, например.
- Члены ассоциаций ярн бомбистов берут на себя ответственность и приводят в порядок старые проекты. Остатки используют для реализации новых или вяжут коврики для приютов бездомных животных, например.
Можно по-разному относиться к этому виду уличного искусства. Но, то, что Yarn bombing набирает популярность и армия поклонников такого граффити растет во всем мире - это факт. Вот теперь думаю, а не воплотить что-нибудь эдакое у себя в городе (ну, или хотя бы в подъезде, во дворе). И знаете, есть маленькая идейка... А что вы думаете по поводу такого граффити?
Спасибо, что дочитали до конца! Жду ваших комментариев и “пальчиков вверх”!