Название итальянского региона Ломбардия или, как говорят местные жители –Ломбардия, с ударением на последний слог дало имя популярному до сих пор заведению ломбарду. Именно в северной Италии в средние века быстрыми темпами развивалось банковское дело и получила распространение выдача денег под залог имущества.
Само же слово «Ломбардия» произошло от наименования племени лангобардов, имевших на этой территории свое королевство в VI-VIII веках. Лангобарды осели в те времена и в южной Италии, но их короли жили здесь, на севере. Их столицей был город Павия, куда мчался сейчас мой арендованный в аэропорту Милана «Ауди».
Лангобарды пересекли Альпы и вторглись в пределы северной Италии не встретив особого сопротивления апатичного населения, еще помнившего традиции великого Рима. Это был воинственный германский народ со звучными именами своих королей – Айстульф, Лиутпранд, Гарибальд (никого не напоминает?)
Находясь между Альпами и Римом, лангобарды уж слишком досаждали понтификам. Те, в свою очередь, стали искать защиты и нашли ее у самого мощного пассионария той эпохи – Карла Великого. Карл разбил армию короля Дезидерия и ликвидировал их государство, водрузив на себя в 774 году железную корону лангобардских королей и включив эти территории в свою будущую империю.
В последующем германские императоры и даже Наполеон в начале XIX века короновались этим произведением ювелирного искусства. Настолько почетно было именоваться королем лангобардов. Корона дожила до наших дней и хранится в соборе Иоанна Крестителя, что в Монце близ Милана.
В самой же Павии наиболее примечательное явление – на первый взгляд неброская базилика святого Петра, затерявшаяся посреди парков этого города. На ее поиски я потратил больше часа. Имея на руках подробную карту Павии найти переулок в котором она находится оказалось непросто. Прикрытая деревьями, она тихо стоит вдали от улиц и проспектов. Один из немногих памятников архитектуры раннего средневековья. Она стала усыпальницей лангобардских королей. Но под ее сводами упокоились не только они.
В базилике святого Петра нашел последнее пристанище один из отцов церкви, признаваемый таковым как католиками, так православными и лютеранами – Блаженный Августин. Он умер в 430 году, его останки были выкуплены лангобардским королем Лиутпрандом и торжественно перезахоронены в Павии. Рака с его мощами, представляющая собой нечто грандиозное стоит в самом видном месте базилики. Неподалеку покоится и сам Лиутпранд.
За исключением церкви святого Петра, с ее романтическим духом раннесредневековых королей и позднеантичного Августина, Павия – ничем особо не выделяющийся университетский город. Но базилика стоит того, чтобы потратить на нее несколько человекочасов.