На первом году жизни происходит не только интенсивное психомоторное развитие ребенка, он учится управлять своим телом, но и совершенствуются прочие важные и необходимые сферы его жизни. Уже в месячном возрасте ребенок реагирует на склоненное над ним лицо взрослого первой улыбкой. Далее эмоциональная связь с близкими растет и проявляется в выраженном оживлением, движением рук и ног, голосовыми реакциями, улыбкой и смехом. Расцвета «комплекс оживления» достигает в возрасте 3-4 месяцев, память малыша уже достаточно развита, чтобы отличать своих и чужих.
В 4-5 месяцев ребенок может испугаться хорошо знакомого человека в непривычном виде, например, в шапке или очках. Когда знакомый образ возвращается, ребенок радостно реагирует узнаванием. Пика страх незнакомцев достигает в возрасте 7-9 месяцев. Ребенок особенно привязан к маме, воспринимает ее как основу своей безопасности и стабильности, страх потерять ее очень велик для малыша.
Чем больше незнакомец отличается от мамы, тем больше негативных эмоций вызывает у ребенка, именно поэтому больше всего малыши боятся незнакомых мужчин.
Чтобы пережить этот период, родителям необходимо понимать его особенности:
- Cтрах чужих естественен для ребенка и свидетельствует о сформированности его эмоциональных привязанностей.
Постепенно он отступает к 1,5 годам, но еще вполне естественен для двухлеток. Его продолжительность, выраженность и особенности протекания зависят от темперамента и индивидуальных особенностей малыша, его жизненной ситуации и опыта. - Знакомство с незнакомцами должно быть постепенным.
Сначала ребенок будет наблюдать в безопасности у мамы на руках, только после этого его интерес и собственная инициатива позволят продвинуться на новый уровень взаимодействия и вступить в минимальный контакт. Резкое и навязанное знакомство очень негативно воспринимаются ребенком. Если родители для воспитания смелости решительно отдают малыша на руки малознакомому для него человеку, пусть даже и близкому родственнику, но новому для малыша лицу, то ребенок может среагировать истерикой. Ведь своими действиями родители подорвали его доверие и вызвали чувство страха за свою жизнь и константность мира. - Если контакт с новым взрослым является необходимостью.
Разберем на примере как знакомить ребенка с пока еще чужим человеком. Скажем, приехала бабушка из другого города, а Вам необходимо отлучиться по делам. После осторожного знакомства дайте возможность новому взрослому немного поиграть с ребенком, находящимся рядом с вами. Постепенно он может увлечься игрой, забыть о страхе и смущении. Взрослый должен доброжелательно улыбаться, проявлять по отношению к ребенку максимальный такт и деликатность, чтобы не спугнуть малыша своей энергией и заинтересованностью в общении. Если новый взрослый хорошо знаком с привычным укладом жизни ребенка, его режимом и привычками, то общение может пройти более позитивно. - Анализируйте опыт общения ребенка с незнакомцами.
Какая-то неожиданная ситуация, громкий звук или болезненная лечебная процедура могут стать дополнительными источниками настороженности к миру. В этом случае необходимо постепенно преодолевать страх, не фиксируясь на нем. Не стоит в присутствии ребенка рассказывать кому-то о пугающей ситуации, даже, если Вы хотите объяснить незнакомому человеку причину реакции ребенка. Малыш слышит Ваши слова, не программируйте его на дальнейший страх. Спустя какое-то время он может пропасть сам собой. - Старайтесь расширять опыт взаимодействия ребенка с другими людьми.
Пусть он видит людей на прогулке, в магазине, в поликлинике. Наблюдая за миром на руках у мамы или в слинге, ребенок знакомится с многообразием мира, удовлетворяя свою потребность в познании и при этом не испытывая страха. Не стоит носить ребенка в незнакомых местах «лицом к миру», пусть у малыша будет возможность уткнуться в мамину грудь, если он устал от впечатлений. - Относитесь к страху незнакомцев спокойно.
Ребенку передается мамина настороженность и напряжение. Лучше заранее предупредить своих гостей о возможных реакциях ребенка, чтобы не испытывать неловкости. - Не стоит радоваться полному отсутствию страха у ребенка.
Подобное равнодушие в ситуации, когда незнакомец берет на руки малыша, может говорить об отсутствии привязанностей у ребенка и быть признаком аутизма.
Наблюдайте за своим ребенком и оказывайте ему поддержку на всех этапах его развития. А мы поможем вам вооружиться необходимой информаций и стать главным союзником для малыша.
И помните, что ребенку необходимо давать определенную самостоятельность, позволять ему постепенно вливаться общество и учиться взаимодействовать с новыми людьми. Если слишком его опекать и относиться ревностно – не избежать негативных последствий на протяжении всей жизни.
Об этом мы писали в статье Гиперопека – вы можете проверить себя, перечитав текст и посмотрев комментарий психолога в конце.
Ждем ваши комментарии по теме сегодняшнего материала – тема непростая, так что не упустите возможность получить ответы на свои вопросы от экспертов First School.