Мой отец воевал на Т-34, прошел на нем от Прохоровки до Балатона. Я кое-что знал и раньше - не из статей и книг, не из передач по ТВ, а от него и его однополчан. Последнее было особенно ценным и интересным - услышать из первых уст, подвыпивших и в компании "своих" - не с парадных трибун.
С самого начала хочу сказать, что собираюсь пройтись по всем этим легендам с цифрами, датами, конкретными фактами и со ссылками на документы. А под конец, хочу напомнить всем, что всё познаётся в сравнении и все характеристики надо сравнивать с чем-то аналогичным, существовавшим в тоже самое время.
Итак, займемся легендами.
Делегация в США - начало Т-34
Чтобы подтвердить или опровергнуть этот тезис надо изучить историю создания легендарной Тридцатьчетверки.
Т-34 возник не на пустом месте, но стал логическим развитием танка Кристи М1940.
30 декабря 1929 года, с целью отбора и закупки образцов танковых вооружений, в США прибыла советская делегация во главе с начальником Управления механизации и моторизации (УММ) РККА И. Халепским.
К тому времени Соединенные Штаты практически не имели и не собирались создавать танковые войска. Тем не менее, талантливый конструктор Джон Уолтер Кристи был одержим идеями создания "бронекавалерии" - легких сверхскоростных танков. Как гусарские полки легкой кавалерии, они должны были, по задумкам конструктора, совершать молниеносные глубокие рейды большими группами по тылам противника, где нет серьёзной противотанковой обороны, вооруженной артиллерией. Не встречая серьёзного сопротивления, эти бронегусары могли громить штабы, склады, транспортные коммуникации, узлы связи, словом всю инфраструктуру, обеспечивающую войска врага на фронте. Но танк - гусеничная машина, а максимальная скорость достигается на дорогах с твердым покрытием.
Противоречие заключалось в том, что стальная гусеница на брусчатке, асфальте или бетоне скользит, не обеспечивает управляемости. Колеса с резиновыми покрышками могут решить эту задачу, но по бездорожью на колесах не проедешь - только на гусеницах. И Кристи придумал как сделать танк с гусеницами, которые можно быстро снимать и дальше ездить на колесах. Для этого он сделал свечную пружинную подвеску колес/опорных катков, обеспечивающую необходимый вертикальный ход. Подвеска так и была названа в честь изобретателя "подвеска Кристи". У неё было немало недостатков, но такая подвеска решала главный вопрос - можно двигаться и на гусеницах, и на колесах.
В СССР, в 1926 году вышла книга Владимира Кириаковича Триандофилова "Размах операций современных армий", идеи которой совпадали с идеями Кристи. Поэтому советское военное руководство очень заинтересовалось танком М1940 американского конструктора, от которого успела отказаться американская армия, но которым очень интересовались поляки и немцы. Но власти США отказали и Польше, и Веймарской Республике, чтобы не вызвать новую милитаризацию Европы, которая могла бы привести к новой Мировой войне.
Вот в этой обстановке в Штаты и приехала делегация Халепского.
28 апреля 1930 года был подписан договор, предусматривающий продажу СССР двух танков M1940 с технической документацией и лицензией на производство, за $60 тыс. 21 ноября 1930 года РВС СССР принимает решение о производстве танков Кристи в СССР. Примерно в то же время танк получил своё имя — БТ. 24 декабря 1930 года танки были отгружены в СССР. Прибывшие танки оказались без башен, за что с Кристи удержали $25 тыс. (это послужило для него поводом для отказа от работы в СССР).
Так началась знаменитая серия быстроходных танков БТ в СССР.
Углы наклона брони
Применение рациональных углов наклона бронелистов к 38-му году не было чем-то "революционным". Пользу от наклона брони знали и использовали ещё во время Первой Мировой войны, а к второй половине 30-х годов ХХ века это уже широко использовалось.
Французский танк S-35 Somua 1935-го года - пример применения наклонных бронелистов.
Часто говорят, что главным "революционным" новшеством Т-34 было бронирование с использованием рациональных углов наклона бронелистов. Как видим, это не было чем-то новым.
Новые образцы танков
К маю 1939 года опытные образцы новых танков изготовили в металле. До июля обе машины проходили в Харькове заводские испытания, а с 17 июля по 23 августа — полигонные.
Что касается отличий А-32 от А-20, то комиссия, проводившая испытания, отметила следующее: первый не имеет колесного привода; толщина его бортовой брони 30 мм (вместо 25 мм); вооружен 76-мм пушкой Л-10; имеет массу 19 т. Из-за отсутствия привода на колесный ход, а также наличия 5 опорных катков внутренняя часть корпуса А-32 несколько отличалась от внутренней части А-20. По остальным же механизмам А-32 существенных отличий от А-20 не имел.
По результатам испытаний и показа было высказано мнение, что танк А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защитить более мощной 45-мм броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Более тяжелая версия получила заводской индекс А-34.
Очевидно, что создание Т-34 не было революционным скачком, но последовательным и постепенным развитием от танка Кристи М1940, через БТ-2, БТ-5, БТ-7, БТ-7М, БТ-7ИС, А-20, А-32 к А-34.
Источник- https://newsland.com/user/4297805012/content/quotlegendarnyiquot-t-34-mify-i-realii/4992212