1863 год. В Царстве Польском, бывшем частью Российской империи вспыхнуло антирусское восстание. Столкновения повстанцев с российскими войсками носили ожесточенный характер. Здесь мы приведем воспоминания гусар Гродненского полка об этих событиях, собранные в книге "История Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка" (издание 1890 года)
В одном из первых боев гусары столкнулись с повстанцами под Будой-Заборовской. Инсургенты состояли из жителей Варшавы, командовал ими отставной капитан русской службы Ремишевский. Поляки использовали тактику партизанской войны и напали на русских в лесу. Кроме гусар в отряде была сотня донских казаков и 2-роты солдат Волынского пехотного полка. Поляки по старой традиции были вооружены боевыми косами и курковыми охотничьими ружьями со штыками, хотя многие из них имели современные штуцера, револьверы и скорострельные игольчатые ружья.
"Гродненцам пришлось иметь дело с пехотой, которая стояла кучами в шахматном порядке, имея стрелков в передней шеренге и косиньеров во второй ... Лес хоть и расчищенный от кустарника, - был довольно частый ... гусары с офицерами впереди врубились в противника". Корнет Ромер "первым ... влетел в неприятельское каре, где и нашел славную смерть", от выстрела в упор. Пуля попала в эфес сабли и рикошетом ударила в живот. 10 минут гусары дрались без подмоги.
"Штабс-ротмистр Иванов в жару схватки не заметил, как подкравшийся к нему косиньер захватил его косой за шею; гибель его была неизбежна, но подоспевший вестовой гусар Левчук разрубил косиньера пополам" (гусар за этот подвиг был награжден чином унтер-офицера, а его удар относим в копилку статьи "Разрубить на полы": Удар миф? Свидетельства очевидцев ).
На помощь гусарам подоспели стрелки. После часового боя поляки побежали. Преследовали их оригинальным способом. Гусары "вынимали из стремян правую ногу, в стремя брали стрелка и таким образом неслись до следующей кучки".
После боя Великий князь Константин наградил несколько гусаров за спасение своих офицеров, которых они "выручали и вырубали" в самой гуще боя. Константин написал о командире гусаров полковнике Курзакове:
"Курзакова выручили шесть раз; у него на ладони правой руки сделалась мозоль и кровяной подтек от долгой рубки саблей и от парирования кос. Я сам это видел".
Курзаков был пожалован "золотой саблей с надписью "За храбрость". Потери поляков в этом бою составили до 200 человек, у гусаров - 1 убитый и 8 раненых. Следует учитывать, что здесь не указаны потери среди стрелков Волынского полка и то, что поляки не были профессиональными военными. Гусары поехали в Варшаву развесив на своих пиках польские шапки конфедератки, снятые с повстанцев. Позже делать подобные вещи запретили, чтобы не раздражать местное население.
Читайте: Глиняные пули, волкодавы и поляки с косами: 7 интересных фактов о русской армии на Кавказе