Найти тему
HOT NEWS!!!

Мишустин, Михаил Владимирович

Оглавление

Михаил Владимирович Мишустин (род. 3 марта 1966, Москва, РСФСР, СССР) — российский государственный деятель. 15 января 2020 года Путин внёс его кандидатуру на должность Председателя Правительства Российской Федерации[1]. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса, доктор экономических наук[2]. Руководитель Федеральной налоговой службы РФ с 6 апреля 2010 года[3]

Биография

Родился 3 марта 1966 года в Москве[4]. В 1989 году окончил Московский станкоинструментальный институт по специальности «Системы автоматизированного проектирования» (САПР), получив квалификацию инженер-системотехник, затем в 1992 году при этом же институте окончил аспирантуру[2].

После окончания аспирантуры начал работать директором тестовой лаборатории, а позднее возглавил правление Международного компьютерного клуба (МКК) — общественной некоммерческой организации[5].

В 1998 году поступил на государственную службу в должности помощника по информационным системам учёта и контроля за поступлением налоговых платежей руководителя Государственной налоговой службы Российской Федерации. Затем работал в ранге заместителя министра Российской Федерации по налогам и сборам, руководителем Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) в составе Министерства экономического развития Российской Федерации, руководителем Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ).

В 2008 году ушёл по собственному желанию с государственной службы и вновь занялся бизнесом — на этот раз в области инвестиций.

В феврале 2009 года вошёл в кадровый резерв президента России[6] и в апреле 2010 года был назначен руководителем Федеральной налоговой службы[2].

Работа в бизнесе

Международный компьютерный клуб (МКК), в котором Мишустин начал работать в 1992 году, ставил целью «интеграцию российских и иностранных компьютерных технологий, а точнее — привлечение западных передовых информационных технологий»[5]. В 1993 году Мишустин стал заместителем директора, а позднее председателем правления. МКК привлек в свои ряды крупные иностранные фирмы и стал организатором Международного компьютерного форума — одной из крупнейших компьютерных выставок в России.

В марте 2008 года после ухода с должности руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), М. В. Мишустин 2 года работал в должности президента UFG Capital Partners и управляющего партнёра группы UFG Asset Management[7]. Одним из основателей группы UFG был бывший министр финансов Борис Фёдоров. На этой работе Мишустин «курировал проекты по запуску венчурного фонда, фондов недвижимости, а также развитие бизнеса в регионах»[8].

Государственная служба

Став государственным служащим в 1998 году, поступив на работу в должности помощника руководителя Государственной налоговой службы Бориса Фёдорова, Михаил Мишустин в августе того же года был назначен заместителем министра Российской Федерации по налогам и сборам.

Мишустин сохранял свой пост замминистра при последующих трёх руководителях налогового ведомства. В этой должности занимался развитием информационно-технологического комплекса МНС. С именем Мишустина связаны такие инициативы как внедрение электронной цифровой подписи и идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), организация работы по принципу «одного окна» и других технологических новшеств. Под его руководством были созданы центры обработки данных, осуществлялось оснащение компьютерной техникой, региональные налоговые органы были объединены в единую информационно-коммуникационную сеть. В конце 2002 года МНС называлось в прессе «одним из самых прогрессивных (если не самым прогрессивным) с точки зрения использования современных информационных технологий ведомством страны»[8]. В своём интервью Мишустин говорит, что в этот период «был организован электронный обмен данными, создана методология автоматизированной системы отбора объектов для выездной проверки, система предоставления консультационных услуг с использованием телефонии и интернета. Появилась разветвленная информационно-телекоммуникационная инфраструктура.»[9].

В марте 2004 года М. В. Мишустин был назначен руководителем Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Здесь перед Мишустиным стояла задача разработки и внедрения кадастра объектов недвижимости. За два года Роснедвижимость закончила массовую кадастровую оценку земель РФ, что позволило ввести с 2006 года земельный налог на основе кадастровой (до того нормативной) стоимости земли.

В декабре 2006 года М. В. Мишустин занял должность руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ)[10]. За два года были открыты первые две промышленно-производственные ОЭЗ в Татарстане (Алабуга) и в г. Липецке, а также первые технико-внедренческие ОЭЗ в г. Дубна Московской области, в г. Томске и в г. Зеленограде. Была разработана и начала внедряться в ОЭЗ система предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одно окно»[11][12]. В феврале 2008 года Мишустин был уволен с государственной службы по собственному желанию. По словам самого Мишустина, его отставка была оговорена заранее: «Мы договаривались, что я уйду с поста, как только выполню ряд задач, ещё с бывшим министром Германом Грефом»[13]. Это подтвердила и руководитель МЭРТ Эльвира Набиуллина, сказав, что его отставка была «планируемой, а все задачи, которые были поставлены перед ним, решены»[14].

Руководитель Федеральной налоговой службы

После возвращения на государственную службу М. В. Мишустин в 2010 году возглавил Федеральную налоговую службу. На новом посту объявил войну «грязным данным»[15][16] и занялся искоренением проблем с необоснованным возвратом НДС[17][18].

После назначения в 2010 году Мишустина на должность руководителя ФНС предприниматели выразили надежду, что Мишустину, как пришедшему из бизнеса чиновнику, удастся сделать ФНС «более дружелюбной» к российским предпринимателям[19]. Мишустин поддержал упрощение взаимодействия бизнеса и граждан с налоговыми органами[20]. Для удобства работы людей и борьбы с коррупцией Мишустин заявил, что намерен максимально развивать в ФНС электронные сервисы[9].

Рабочая встреча с Президентом России Владимиром Путиным, апрель 2015 года
Рабочая встреча с Президентом России Владимиром Путиным, апрель 2015 года

Помимо информатизации, ФНС под руководством Мишустина внедрила новые стандарты обслуживания налогоплательщиков. В частности, для удобства граждан были продлены часы работы налоговых инспекций[21]. В 2015 году начал работу Федеральный контакт-центр[22].

Налоговую службу в этот период критиковали за чрезмерно жёсткий подход к бизнесу, Мишустин отвергал это обвинение, ссылаясь на существенное сокращение числа проверок[23]. Так, с приходом в 2010 году Мишустина, ФНС изменила подход к организации контрольных мероприятий, сделав акцент на аналитической работе. В результате резко снизилось количество выездных налоговых проверок, при этом повысилась их эффективность. Если раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик[16][24][25], то в 2018 году налоговики проверяли лишь одну компанию малого предпринимательства из 4000. Существенно сократилось также число проверок крупного и среднего бизнеса[26].

В 2013 году в Москве состоялся Форум по налоговому администрированию ОЭСР, на котором присутствовали руководители 51 налоговой администрации мира. В 2014 году Михаил Мишустин избран вице-председателем бюро Форума по налоговому администрированию ОЭСР. Членами форума являются 45 стран, среди которых все страны-члены ОЭСР, государства входящие в G20, а также страны, использующие передовые механизмы налогового администрирования[27].

СМИ также писали о том, что ФНС работает над внедрением модели «облачных вычислений», что позволит создать единое федеральное хранилище данных (ФХД). Благодаря «самому современному центру обработки данных федерального уровня инспектору в любой момент времени будет доступна полная и актуальная информация по любому контрагенту из любого региона России» [15][28].

В мае 2015 года открылся первый федеральный центр обработки данных (ЦОД) в Московской области. В декабре этого же года был запущен второй федеральный ЦОД в Нижегородской области. Центры обеспечат бесперебойную работу информационных систем Минфина России, ФНС России, Казначейства России и других подведомственных учреждений Минфина России. Проект ЦОДов сертифицирован по стандарту отказоустойчивости UptimeInstituteTier III.

В 2015 году в четырёх пилотных регионах — Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях — был проведен эксперимент по апробации новой технологии — онлайн-передачи данных контрольно-кассовой техники (ККТ) в налоговые органы. 3 июля 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий Федеральный закон № 290-ФЗС, согласно которому с 1 января 2017 года на новый порядок переходят все лица, которые были обязаны применять ККТ, а с 1 июля 2018 года те, кто не был обязан применять ККТ (плательщики ЕНВД, ПСН, а также лица, занятые в сфере услуг)[29][30].

15 января 2020 года Президент России Владимир Путин предложил кандидатуру Михаила Мишустина на должность премьер-министра в связи с отставкой Дмитрия Медведева[31]. Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин согласился занять должность председателя правительства, после чего президент внёс кандидатуру Мишустина на рассмотрение в Государственную думу[32][33][34].

Научная деятельность

В 2003 году Михаил Мишустин защитил диссертацию на степень кандидата экономических наук по теме «Механизм государственного налогового администрирования в России»[35], а в 2010 году — диссертацию на степень доктора экономических наук по теме «Стратегия формирования имущественного налогообложения в России»[36][37].

Он является автором трёх монографий по теме налогового администрирования. Им было опубликовано более 40 научных статей.

В 2008 году Михаил Мишустин стал инициатором открытия при Государственном университете Высшая школа экономики Института экономики недвижимости, который действует не только в области дополнительного образования, но и является исследовательским центром[38]. Сам Мишустин стал научным руководителем этого института.

В 2013 году Михаил Мишустин назначен научным руководителем Факультета налогов и налогообложения Финансового университета при Правительстве РФ (Решением Учёного совета Финансового университета от 15.10.2013).[39]

Под редакцией Михаила Мишустина к 25-летию создания налоговых органов Российской Федерации издан учебник «Налоги и налоговое администрирование»[40].

Семья и увлечения

Женат и воспитывает трёх сыновей. Жена — Владлена Юрьевна Мишустина[41], родилась 2 января 1976 года, соучредитель ЗАО Международный компьютерный клуб[42].

Увлекается спортом, активно играет в хоккей в Ночной хоккейной лиге.[8] В 2019 году ему вместе с командой вручён Кубок Гагарина — награда победителям плей-офф Континентальной хоккейной лиги.[43] Известно, что этим видом спорта увлекается и нынешний президент России[43]. Входит в состав наблюдательного совета хоккейного клуба ЦСКА[44].

Согласно декларации о доходах за 2009 год, заработал 78,6 миллиона рублей, а его жена имела доход 17 миллионов рублей[45]. Согласно декларации о доходах за 2018 год, доход Мишустина составил 18 миллиона рублей, а его жены 48 миллионов рублей[46].

За десятилетнее руководство налоговой службой Михаил Мишустин и его жена заработали почти миллиард рублей. Его доходы от 19 до 30 млн руб. в год, жены — от 47 до 160 млн руб. В декларации семьи регулярно попадают 140-метровая квартира, а также жилой дом площадью более 800 квадратных метров[41].

Награды

Публикации

Монографии

  • Мишустин М. В. Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России: Монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 252 с.
  • Мишустин М. В. Информационно-технологические основы администрирования имущественных налогов: Монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 360 с.
  • Мишустин М. В. Администрирование имущественного налогообложения в России. Стратегия развития: Монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 367 с.

Статьи

  • Мишустин М. В. Факторы роста налоговых доходов: макроэкономический подход // Экономическая политика. 2016. — № 5.
  • Мишустин М. В. Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета // Экономика. Налоги. Право. — 2014. — № 4.
  • Мишустин М. В. Влияние экономических тенденций на динамику налоговых доходов // Экономическая политика. — 2013. — № 5.
  • Мишустин М. В. Особенности и тенденции имущественных налогов в российской экономике и экономике зарубежных стран // Экономическая политика. — 2012. — № 3.
  • Мишустин М. В. Методика расчета кадастровой стоимости объектов оценки на основе статистического моделирования // Экономические науки. — 2009.
  • Мишустин М. В. Индивидуальная оценка при расчёте кадастровой стоимости объекта недвижимости // Экономические науки. — 2009.
  • Мишустин М. В. Современная информационно-технологическая поддержка управления государственным имуществом: Доклад на 3-й Международной конференции по развитию крупномасштабных систем MLSD. — ИПУ РАН, 2009.
  • Мишустин М. В. Мониторинг рынков недвижимости государственными кадастровыми органами // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. — 2009. — № 3.
  • Мишустин М. В. Система администрирования налога на недвижимость и налоговой оценки в регионе (на примере штата Массачусетс, США) // Экономическая политика. — 2008. — № 4. — АНХ при Правительстве Российской Федерации и Институт переходного периода.
  • Мишустин М. В. Институциональные основы массовой оценки недвижимости для целей налогообложения // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. — 2008. — № 2.
  • Мишустин М. В. Основные задачи управления кадастром недвижимости // Экономическая политика. — 2007. — № 1.
  • Мишустин М. В. Мировой опыт описания и учёта объектов недвижимости // Вопросы экономики. — 2006. — № 2.
  • Мишустин М. В. Роль кадастра объектов недвижимости в современном государстве // Вопросы экономики. — 2005. — № 9.
  • Налоговый контроль: учебное пособие / коллектив авторов под ред. А. Н. Романова. — М.: Инфра-М, 2005. — 280 с.
  • Мишустин М. В. Совершенствование налогового администрирования — фактор повышения эффективности работы налоговых органов // Финансы. — 2003. — № 6.
  • Мишустин М. В. Единый реестр открыт и доступен // Консультант. — 2003. — № 15. — С. 8—12.
  • Мишустин М. В. Информатизация — это стратегический подход к решению задач // Информация для Бизнеса и Жизни. — 2003. — № 5 (6). — С. 73-80.
  • Мишустин М. В. ФНС как поставщик государственной услуги // Электроника производство и торговля. — 2003. — № 3 (4). — С. 6—9.
  • Мишустин М. В. Информационный сервис — основа будущих систем администрирования // Информационные технологии и директор. — 2002. — № 2. — С. 54—57.
  • Мишустин М. В. Что изменилось в регистрации юридических лиц // Российский Налоговый Курьер. — 2002. — № 18. — С. 4—9.
  • Мишустин М. В. Информационный сервис — основа системы налогового администрирования" // Специальный выпуск журнала iBusiness // Решения для электронного правительства. — 2002. — № 6. — С. 7—10.
  • Мишустин М. В. Информационный сервис — основа системы налогового администрирования // Специальный выпуск журнала iBusiness, Новые решения для новой экономики. — 2002. — № 4-5. — С. 32—35.
  • Мишустин М. В. Мы строим сервис // CIO Руководитель информационной службы. — 2002. — № 5. — С. 32—41.
  • Мишустин М. В. Налоговая система — основа построения современного государства // Бизнес: организация, стратегия, системы. — 2002. — № 3. — С. 60—63.
  • Мишустин М. В. Налоговые декларации в электронном виде: решения и перспективы // Налоговый курьер. — 2002. — № 4. — С. 16—21.
  • Мишустин М. В. Система представления налоговых деклараций в электронном виде — реальный шаг на пути к «Электронной России» // Консультант. — 2002. — № 10. — С. 9—12.
  • Мишустин М. В. Эффективная система — это управляемая система // Корпоративные системы. — 2002. — № 15. — С. 20—23.