Найти тему

Насколько эффективен ДНК-анализ при расследовании преступлений?

Каждое преступление всегда имеет след. Его нужно правильно определить, зафиксировать и исследовать, иначе расследование пойдёт некорректно. Например, возьмем самое громкое о маньяке, Андрее Чикатило, которого не сразу начали привлекать к уголовной ответственности из-за ошибки судебного эксперта, который допустил, группа крови и группа спермы,зафиксированную на теле жертвы, могут не совпадать из-за парадоксального выделительства, что противоречит генетическим основам системы AB0, чтобы оправдать свою халатность.

Можно сказать, что значение ДНК-анализа несколько преувеличено.

1. Всегда высокий риск контаминации (загрязнения) следа ДНК при собрания улик. Например, биологические следы на теле жертвы или подозреваемого могут быть ненадлежащим способом изъяты для проведения экспертизы.

2. Извлечь ДНК-профиль из различных тканей не всегда просто. Можно относительно легко создать профиль ДНК из свежего образца крови, слюны и мужского семени, но получить ДНК с объектов, к которым человек просто прикасался, – задача не из лёгких. До 2000 года судебные генетики вообще не смогли бы составить профиль ДНК на основе крошечных образцов биоматериала. Но ДНК-анализ и чувствительность техники развивались: сегодня профиль может генерироваться только из 50 пикограммов ДНК (количество, содержащееся примерно в 8 клетках человека). Такие следы нельзя увидеть невооруженным глазом.

Также сложнее исследовать ДНК, если биологические следы были на пористых поверхностях или/и в сухом виде.

3. Современных знаний о генетике не позволяют реконструировать лицо предполагаемого преступника с помощью ДНК-материала, изъятого на месте преступления. Однако можно угадать пол и континентальное происхождение носителя ДНК.

4. В России недостаточно развиты база данных ДНК. Как правило, в эти базы регистрируют генетическую информацию:
А. осуждённых или отбывающих наказания в виде лишения свободы за тяжкие или особо тяжкие преступления, а также тех, кого привлекли за половые преступления
Б. неустановленных лиц, чей биологический материал изъят в ходе следственных действий
В. непознанных трупов

Поэтому далеко не всегда можно сопоставить ДНК, изъятого с места происшествия, с данными из учётных баз. Следовательно, эффективность единой базы учёта зависит от количества включённых генотипов. А предпочтение отдаётся к раскрытию наиболее серьёзных преступлений.

5. Стоит отметить, что составляют трудности при ДНК-экспертизе "смешанного" профиля. Если образец ДНК содержит следы двух или более организмов, то возникает риск перепутать ДНК преступника с профилем жертвы или с фоновым ДНК.